Главная страница Гостевая книга Фотоальбом  



Друзья сайта

Сайт ЦК КПРФ
Сайт Кинешемского ГК КПРФ
Сайт С.Петербургского ГК КПРФ
Сайт Пермского ОК КПРФ
Сайт Кемеровского ОК КПРФ
Сайт Краснодарского КК КПРФ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Выпуск № 3 (4)             декабрь 2008 года

Издается с 1947 года (с перерывом). До января 1989 года выпускался под названием "Блокнот агитатора"


Вернуться в каталог >>>

Погружение в кризис.

Основой развитой буржуазной экономики во второй половине ХХ столетия стал фондовый рынок – торговля валютой и ценными бумагами, - раздувшийся к концу века до уродливых размеров: торговля валютой и ценными бумагами давала 80% мирового дохода, а торговля товарами материального производства – только 20%. Деньги стали делать деньги.

В конечном счете фондовый рынок не выдержал напора глобальных спекуляций и лопнул, вызвав финансовый кризис во всем мире.

Кризис был спровоцирован США, живущими много лет с дефицитом платежного баланса, который до поры до времени покрывался выпуском денег и различных казначейских обязательств. А так как доллар с 1944 года стал основной валютой, используемой в торговле и финансовых операциях между странами, у США появилась возможность манипулировать денежно-кредитной политикой. Они использовали эту возможность в полной мере, втянув мир в кредитование своей экономики. При этом в условиях глобализации спад в американской экономике неизбежно вызывал спад и в экономике других стран, связанной с американской прямыми торговыми связями.

К тому же власти США совершили две крупных ошибки. Во-первых, в 1971 году они оторвали доллар от привязки к золоту, т.е. курс доллара оказался ничем не обеспеченным, а высокий уровень жизни в США стал поддерживаться за счет вложений в американский фондовый рынок иностранных инвесторов, в первую очередь нефтедобывающих стран, в том числе и России. Вкладывая излишки нефтедолларов в американский фондовый рынок, они тем самым способствовали его раздуванию.

Во-вторых, в 2001 году Джордж Буш отменил запрет, установленный еще Рузвельтом на торговлю долговыми обязательствами как обычными ценными бумагами. В результате торговля долговыми обязательствами приобрела широкие масштабы, а продавцы и покупатели как будто забыли, что долговое обязательство обеспечивается только средствами первоначального заемщика. Но если заемщик – банкрот, то все операции с его обязательствами – пустая трата времени. Банки же предоставившие кредит такому заемщику, как и финансовые учреждения, скупившие пустые бумажки-обязательства и затратившие на это «живые» деньги, тоже оказываются на грани банкротства.

Еще в сентябре руководство России полагало, что наша страна будет «тихой гаванью», «островом стабильности в бушующем море финансово-экономического кризиса» и даже может помочь другим странам в преодолении кризисных процессов.

Эта уверенность основывалась на том, что в России лишь 1,5% населения участвует в спекуляциях на фондовом рынке, а, во-вторых, на том, что за время после 2001 года накоплено достаточно средств, чтобы преодолев все невзгоды, уверенно идти вперед в соответствии с так называемым планом Путина. В-третьих, российское руководство было убеждено, что падение цен на сырую нефть остановится на уровне 80-90 долларов за баррель, 159-литровую бочку.

Используя официальные средства массовой информации, руководство России внушило оптимизм в отношении развития кризиса и большинству населения страны. Опросы общественного мнения, проводимые в ноябре, показали, что треть опрошенных все еще считала, что кризис никак не повлияет на их судьбы. Еще 42%, не отрицая влияния кризиса, считали, что кризис – временное и локальное явление и вскоре положение стабилизируется. Только четверть опрошенных смотрела в будущее с большим пессимизмом.

Стремясь не отстать от других капиталистических стран, наша буржуазия тоже создала фондовый рынок, т.е. рынок по продаже ценных бумаг и предоставлению кредитов. Но по сравнению с рынками США, Великобритании, Японии российский рынок был мал и состоял преимущественно из небольших финансовых организаций, не готовых работать в условиях широкомасштабных денежных заимствований. Половина наших банков была не в состоянии предоставить кредиты на сумму свыше 10 миллионов долларов. Российское же правительство концентрировало сверхдоходы от продажи сырья и топлива в так называемом Стабилизационном фонде, который по рекомендации международных финансовых организаций - Международного валютного фонда и Всемирного банка - хранится в банках 14 стран, но в основном в банках США максимум под 3 % годовых. Поэтому многие отечественные банки и крупные кампании вынуждены были обращаться к иностранным инвесторам, получая кредиты под 6 и более процентов годовых.

Особенно часто обращались за кредитами в зарубежные банки отечественные сырьевые кампании. На Западе даже возникло целое направление – кредитование российской нефтянки. Занимали сырьевые кампании под залог своих активов. А рост цен на нефть вызывал рост стоимости этих активов, и под этот рост тут же брались новые кредиты.

В условиях, когда нефть стала дешеветь, а доллар - дорожать, заложенные акции обесценились, и возникала угроза изъятия у этих кампаний их собственности за неуплату долгов. Вся надежда на российское правительство, которое гарантировало зарубежным банкам, что в случае необходимости оно оплатит долги отечественных заемщиков.

На сегодняшний день корпоративный долг государства, банков и корпораций составляет 560 млрд. долларов, почти столько же, сколько на 1 сентября 2008г. составлял золотовалютный запас страны.

В связи с началом мирового кризиса зарубежные банки, а вслед за ними и отечественные, ужесточили условия кредитования: кредиты стали более дорогими, сократились их размеры и сроки предоставления. Банки стали требовать своевременного возврата взятых кредитов «живыми» деньгами. А их у заемщиков в наличии не было. Чтобы расплатиться они вынуждены были начать массовую распродажу своих активов. В итоге цена на них упала, и российский фондовый рынок рухнул. Его восстановление, по мнению независимых экспертов, займет не менее пяти лет.

Обанкротились крупнейшие инвестиционные фонды «КИТ- финанс», «Глобэкс» и Связь-банк, а количество парализованных средних и мелких банков стало исчисляться десятками, если не сотнями.

Так начался российский финансовый кризис, быстро переросший в экономический. Подводя итоги социально-экономического развития страны в текущем году, аналитики отмечают, что начиная с октября идет снижение темпов экономического роста в особенности в обрабатывающей промышленности. Снизился и прирост капиталовложений в основной капитал, т.е. в строительство зданий и сооружений.

Из-за резкого снижения цен на нефть на мировых рынках произошло сокращение российского экспорта.

В октябре-ноябре в связи с высокой инфляцией снизились реальные доходы населения, хотя темпы роста заработной платы пока еще оставались довольно высокими. Сохранился и высокий уровень потребительского спроса. Прирост оборота розничной торговли составил более 14%. Это, по мнению специалистов, связано с тем, что население, обеспокоенное сохранностью имеющихся в его распоряжении денег, закупало на них товары длительного пользования.

В целом пока кризис развивается таким образом, что у государства есть возможность поддерживать экономический рост, переориентировав, оказание помощи с банков на реальный сектор экономики: промышленность, сельское хозяйство, торговлю. Действуя в полном соответствии со своей классовой природой и стремясь защитить интересы финансовой олигархии, Федеральное собрание РФ приняло закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы России», согласно которого десяти крупнейшим государственным банкам было выделено 6 триллионов рублей из резервного фонда и 40 млрд. долларов из золотовалютного запаса. Чтобы они могли прокредитовать другие банки, а те, в свою очередь, предприятия реального сектора экономики.

Но до предприятий дошло лишь около 13% обещанной госпомощи, так как банки - посредники предпочли оставить их в своих сейфах на «черный день», купить на них валюту и вывести ее зарубеж (в 2008 году отток средств составил 100 млрд.долларов), приобрести за рубежом недвижимость. Управы на них нет потому, что за полученные деньги они заплатили 12% их стоимости, т.е. купили у крупных банков, а частная собственность, как известно, неприкосновенна.

Между тем, крупнейшим государственным банкам было также рекомендовано скупать подешёвке разоряющиеся банки, фонды и предприятия, что взволновало членов Российского союза предпринимателей и промышленников. Им показалось, что правительство начинает национализацию частной собственности. Но В.В. Путин успокоил олигархов, заявив, что пройдут кризисные времена, и все скупленное вновь будет продано в частные руки, т.е. правительство хочет воспользоваться кризисом для очередного передела собственности. А на съезде «Единой России» Путин выступил с большой антикризисной программой, направленной на облегчение положения капиталистов в условиях кризиса. Реализация этой программы обойдется российскому бюджету с учетом уже принятых мер в 250 млрд. долларов.

Не забыты и простые граждане. Но если в отношении капиталистов Путин четко определил, на сколько должны быть снижены те или иные налоги, то в адрес граждан он ограничивался общими обещаниями.

Уже в самом начале кризиса был принят нереальный бюджет на три года вперед, в том числе и на 2009 год. Его разработчики исходили из того, что баррель российской нефти будет стоить 90 долларов, а его цена опустилась до 37 долларов. Между прочим, А.Л. Кудрин, предлагая Государственной Думе проект бюджета, откровенно предупредил, что если цена на нефть понизится до 70 долларов за баррель, доходы бюджета перестанут покрывать его расходы. Следовательно, важнейшей задачей управленцев всех уровней в 2009 году станет сокращение расходов .

Нынешняя ситуация во многом стала напоминать дефолт 1998 года. Тогда, чтобы выправить положение Ельцин вынужден был обратиться за помощью к коммунистам и их сторонникам.

Сегодня тандем руководителей России считает, что может самостоятельно вывести страну из кризиса. Нет критики в адрес либералов, основных виновников кризисного состояния экономики России. Больше того, один из них стал губернатором Кировской области. Нет заявлений об особом пути России, отличном от европейского. Руководство страны обещает приложить все усилия, чтобы избежать вмешательства государства в экономику, что все антикризисные меры носят временный характер.

Особого внимания правительства потребовала проблема обеспечения стабильности рубля. И хотя руководство страны клятвенно заверило, что девальвации рубля не будет, уже с июля рубль стал дешеветь по отношению к доллару и евро. На спасение рубля Центробанк уже затратил 4 млрд. долларов, а правительство, в конце концов, вынуждено было признать, что принимаемые меры не в состоянии остановить девальвацию рубля, делая ее лишь постепенной, мягкой.

Вслед за руководством страны правительство нашей области также сначала попыталось не заметить угрозы надвигающегося кризиса. Однако вскоре пришлось признать, что уже в ноябре активность в промышленности упала ниже показателей кризисного 1998г. объемы производства сократились более чем на четверть по отношению к октябрю.

Кризис не пощадил даже такие довольно успешные машиностроительные предприятия как «Автокран», «Кранэкс», «Строммашина».

В связи с тем, что потребители не выкупают заказанные машины у этих заводов возник кризис перепроизводства. Поэтому с августа объемы производства на автокранах сократились на 43% и продолжают сокращаться, а половина рабочих отправлена в вынужденный отпуск с оплатой 2/3 должностного оклада, что-то около 2 тыс. рублей. А с 11 января на заводе вводится двухдневная рабочая неделя.

В таком же положении и «Кранэкс», рабочим было объявлено, что до марта в их труде предприятие не нуждается.

Правительство области предполагает, что наибольшее сокращение объектов промышленного производства придется на март 2009 года и будет сопровождаться остановкой предприятий, сокращением рабочего времени, принудительными отпусками работников, снижением размеров заработной платы ростом задолженности по заработной плате (в начале ноября задолженность по зарплате в области составила 88 млн. рублей, а уже на начало декабря - 122,2 млн.), сокращением численности работающих, ростом безработицы.

Наша область – регион, не просто дотационный, а хронически депрессионный, и, судя по словам А.Л. Кудрина, впереди у нас трудный год. Кудрин заявляет, что в условиях кризиса правительство существенно сократит оказание регионам федеральной помощи, будет усложнен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, сокращены возможности софинансирования крупных проектов за счет инвестиционных фондов РФ.

Вместе с тем российское правительство пока не определило конечную цель антикризисной борьбы «Страна вынуждена искать в пожарном порядке новую модель экономического развития», - призналась министр экономического развития РФ Э. Нибиуллина, выступая в Государственной Думе. Но если в ближайшее время курс страны не изменится, если по-прежнему правительство будет действовать в интересах своих зарубежных контрагентов, продолжая покупать ценные бумаги зарубежных банков, а также в интересах отечественного крупного капитала, и не будут найдены пути для решения накопившихся проблем, страна останется со старыми технологиями, с неэффективным управлением, и её ожидает катастрофа.

Коммунисты видят выход из кризисного состояния в смене курса, включающей в себя:

•  национализацию естественных монополий и базовых отраслей народного хозяйства;

•  восстановление плановых начал социально-экономической политики;

•  переориентацию денежно-кредитной политики на стимулирование отечественных производства и потребления;

•  прекращение оттока капитала за рубеж;

•  создание системы эффективного валютного контроля;

•  совершенствование налогового законодательства;

•  поддержку малого и среднего бизнеса;

В перечисленных мероприятиях нет ничего социалистического, но без их выполнения страна будет влачить жалкое существование, находясь на задворках истории.

 

(По материалам центральной и местной печати)