Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Обозреватель Владимир Дектерёв в «Правде» о создании госкорпорации «Автодор»: Вступил в силу закон, который легализует то, что в прежние времена называлось разбоем на дорогах

2009-07-25
Владимир Дектерёв («Правда»)

20 июля вступил в силу федеральный закон, который легализует то, что в прежние времена называлось разбоем на дорогах: "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Против его принятия выступала фракция КПРФ в Госдуме.

Узаконенный грабеж

Хотя основная часть текста этого предельно гнусного закона посвящена созданию очередной госкорпорации, главный удар по населению России наносит его статья 53: "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Предыдущая редакция этого закона позволяла строить платные дороги параллельно существующим и взимать плату за езду с комфортом и без пробок. Нынешняя его редакция позволяет без всяких ограничений делать платными любые участки существующих дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения.

Решения эти могут принимать федеральные и региональные органы власти, муниципалитеты и частные лица, если они возьмут в концессию у этих органов любой участок любой дороги.

При этом законодатели милостиво разрешают предоставлять автотранспорту альтернативный бесплатный объезд, протяженность которого не должна превышать длину платного участка более чем в три раза. Но это правило не действует, если более 50% платного участка составляют мосты, тоннели и путепроводы. Иными словами, о бесплатном объезде можно не беспокоиться, если сделать платным проезд по любому из этих сооружений. А их у нас ой как много!

Точно так же можно не беспокоиться о бесплатном объезде, если дорога с платным участком находится в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. А если дорога расположена не в этих районах, а местность позволяет обходиться без мостов и тоннелей? В этом случае достаточно, объявив любой, даже самый маленький, участок дороги платным, провести его "реконструкцию". После завершения оной можно перекрывать все объезды.

Тарифы на проезд по платным участкам дорог общего пользования закон ничем не ограничивает, отдавая их размер на откуп тем, кто принимает решение о введении платы за проезд. Но зато очень трогательно власти беспокоятся о частных концессионерах. Им положена "компенсация" из соответствующего бюджета, если интенсивность движения по переданному им в концессию платному участку окажется ниже предусмотренного соглашением. Не говоря уж о том, что концессионеру возмещаются все затраты, связанные с ремонтом и содержанием переданного ему платного участка дороги.

Так что теперь все наши автодороги покроются многочисленными заслонами, на которых из карманов проезжающих будут вытряхивать деньги. Наступит рай, о котором не могли и мечтать прежние "нецивилизованные" бандиты с большой дороги.

Это древнее ремесло наши законодатели возвели до уровня мощной индустрии.

В чей карман пойдет награбленное

Кое-кто может подумать: ну и правильно, пусть нувориши, разъезжающие на иномарках, дополнительно раскошелятся в региональные и местные бюджеты, на которых "висит" вся "социалка". Но, с одной стороны, платить-то придется не только им, но и водителям автобусов, маршруток, грузовиков, что тут же скажется на стоимости проезда пассажиров и ценах на перевозимые товары.

С другой стороны, законодатели побеспокоились о том, чтобы региональным и местным бюджетам от этого нововведения достались крохи. Именно с этой целью создается государственная компания "Российские автомобильные дороги" (сокращенно - "Автодор"). Ей должны быть переданы в доверительное управление на 99 лет все федеральные автодороги, на которых появятся платные участки, по которым как раз и идут основные транспортные потоки. На растерзание региональным и местным властям оставлены лишь городские улицы, которые не перекроешь турникетами, да местные дороги с малой интенсивностью движения. На них много не соберешь, да и население возмутится поборами с проходящих по ним автобусов, маршруток и сельхозтехники.

Вы думаете, деньги, собранные "Автодором", пойдут в федеральный бюджет? Это было бы неплохо. У него в связи с кризисом тоже проблемы, и те триллионы рублей, которые власть намерена ежегодно сдирать с водителей, были бы очень кстати.

Но ничего подобного. Закон, напротив, предусматривает очень активную "дойку" госказны этой компанией. Прежде всего компании передается в уставный фонд имущественный взнос.

Кроме того, деньги, которые прежде шли на содержание, ремонт и строительство дорог федерального подчинения, теперь будут передаваться "Автодору".

Причем, как всякая госкорпорация, она получила право использовать их не по назначению, а для "инвестирования" в различные ценные бумаги, чтобы получать доход. Разумеется, не для бюджета, а для самой себя.

Впрочем, по назначению их тоже разрешено использовать: на оборудование въездов на платные участки дорог турникетами, на их содержание и реконструкцию. Даже на строительство новых платных дорог.

Например, кандидаты в руководство "Автодора", когда рекламировали свой законопроект, говорили, что хотят построить 18-километровую платную объездную дорогу вокруг подмосковного города Одинцово, так как на федеральной трассе М-1, которая после выезда из Москвы проходит через этот город, создаются большие пробки. Только собирать плату за проезд (от 90 рублей и выше с машины - в зависимости от ее категории), по их расчетам, будут денно и нощно две тысячи человек. Таковы масштабы предвкушаемого грабежа лишь на одном платном участке.

Кроме того, госкомпании дано право выпускать свои акции и продавать их как в России, так и за рубежом, а также делать ничем не ограниченные заимствования, в том числе зарубежные.

"Черные дыры"

Куда же будут уходить те колоссальные суммы, которые эти романтики с большой дороги собираются вытряхивать из карманов водителей вкупе с заемными и бюджетными средствами, передаваемыми "Автодору" на содержание, ремонт и строительство автодорог, на аренду понравившихся его руководству земельных участков, на "вознаграждение" за осуществление доверительного управления?

Первую "черную дыру" мы уже отметили. Это "инвестиции" в ценные бумаги, доход от которых пойдет самой компании.

Впрочем, вместо дохода можно получить и убытки, если вложить государственные деньги в ценные бумаги "своих" подставных компаний, что широко практикуется.

Прекрасной иллюстрацией подобной чиновничьей деятельности служит кормежка ими "своих" финансовых спекулянтов пенсионными накоплениями граждан. Вместо обещанного их приумножения идет бессовестное разворовывание денег, которые платят в Пенсионный фонд предприятия. Эти деньги отнимаютсяу нынешних пенсионеров по воровскому закону о пенсионной реформе. Но и будущим пенсионерам их не видать.

Управляющие компании, которым Пенсионный фонд передает деньги, просто проедают их.

Вторая "черная дыра" - это уже ставшая классической схема увода активов государственной компании в дочерние предприятия с участием частного капитала. На примере другой госкорпорации - "РЖД", - которая широко развернула эту деятельность, отчетливо видно, как сокращается доля государства в этих "дочках", а доля частников, вклад которых был номинальным, быстро растет.

Третий и, пожалуй, самый мощный канал увода денег "налево" - это сдача "Автодором" платных участков дорог в концессию "своим" частным лицам или фирмам. От концессионера требуется лишь какая-то, видимо, номинальная плата за время пользования платным участком.

Ему же госкомпанией должны возмещаться все затраты по содержанию и ремонту этого участка. А плата, установленная им за проезд, остается в его полном распоряжении.

Четвертый канал - это ремонт и реконструкция переданных "Автодору" в доверительное управление федеральных дорог и строительство новых.

Как сегодня в подавляющем большинстве случаев строятся или ремонтируются дороги, финансируемые из госбюджета?

Чиновники заключают соответствующий договор со "своей" подставной фирмой, в которой обычно числятся два человека: директор и бухгалтер (для того, чтобы обойти законодательство о конкурсах при госзаказах, существует масса приемов). А та уже нанимает исполнителей.

При этом исполнителям достается денег в разы меньше, чем выделяется их из бюджета "генподрядчику". Получается это как за счет завышения сметной стоимости работ и материалов, так и за счет оплаты работ, которые фактически не производились, и материалов, которые не использовались. А уж как производятся расчеты между чиновниками и подставными фирмами - их внутреннее дело, надежно прикрытое завесой "коммерческой тайны".

Однако в данном законе нашла воплощение и другая пусть несколько усложненная, но дающая более высокий уровень "левых" доходов схема. Речь идет о частно-государственном партнерстве.

Не секрет, что многие федеральные чиновники накопили за рубежом большие капиталы, которые тают от инфляции. Они не могут там пустить их в дело, потому что деньги эти "грязные".

Отмыть их далеко не всегда удается. Поэтому мы наблюдаем с их стороны стремление вложить награбленное в "свой" российский бизнес, который будет давать им высокий доход и после ухода с государственных постов.

Вовсе не случайно, что основная часть "зарубежных инвестиций" приходит в Россию из офшоров.

Таким способом наши чиновники "отмывают" нелегальные доходы.

Частно-государственное партнерство как раз и предполагает отмывание этих "грязных" денег.

Например, в том же проекте строительства 18-километровой платной объездной дороги вокруг Одинцова предполагается истратить 11 миллиардов бюджетных рублей и 14,7 миллиарда рублей частных инвестиций. В результате эта дорога перейдет в концессию частному инвестору, который и будет взимать плату с проезжающих, пока не окупит все свои (даже вымышленные) затраты и не "отобьет" свою долю прибыли.

Впрочем, при такой схеме нет необходимости даже во внешнем "инвесторе". Им вполне может стать та подставная фирма, в которой оседает разница между суммой, выделяемой ей из бюджета на строительство дороги как "генподрядчику", и тем, что она выплачивает фактическим исполнителям.

Надежность - прежде всего!

На первый взгляд, удивительно, что в законе так много внимания уделяется "зарабатыванию" денег по мелочам. Это и сдача в субаренду земельных участков, переданных "Автодору", арендная плата за которые перечисляется компании из бюджета. Это и право "пасти" весь придорожный бизнес. Это и возможность спекулировать земельными участками, которые компания вправе изымать у граждан и организаций якобы для государственных нужд бесплатно или за копейки.

Это и грабительская плата за сервитуты: если на изъятых землях находятся инженерные коммуникации, их владельцы должны платить "Автодору" немалые деньги за право оставить их на месте. Например, если для "государственных нужд" компания захватит участок, на котором расположен водопровод, отрезав тем самым населенный пункт от источника водоснабжения, то администрация населенного пункта должна будет вечно платить этому хищнику за право пользоваться захваченным им участком водопровода.

И многое другое. Например, временное запрещения проезда по дорогам грузового транспорта в весенний период и по другим поводам, чтобы торговать платными разрешениями на проезд.

Однако если учесть размах деятельности госкомпании, то становится понятно, что все это предназначено для "кормления" менеджмента среднего звена.

Его участие в этих криминальных по существу действиях должно обеспечивать, во-первых, лояльность к начальству и, во-вторых, молчание по отношению к крупномасштабным аферам, которые намерено прокручивать руководство "Автодора".

Такие вот у нас пошли законы!

Чем это можно назвать, кроме как бандократией в натуре?




Используются технологии uCoz