|
Главная страница | Гостевая книга | Фотоальбом |
Друзья сайта |
В.И.Кашин: Пока не грянул гром2009-07-11 Пришло лето, лето, которое в Советском Союзе называлось пионерским, студенческим. Горячая пора начиналась для мощной индустрии пионерских лагерей, где отдыхали, набирались здоровья дети. В самых живописных уголках страны, в лесах, у моря, в горах начинали петь пионерские горны, приветствуя новый день, день радости и веселья, походов и спорта. Молодые ребята и девчата в зеленой форме студенческих отрядов отправлялись строить дороги и линии электропередач, фермы и дома. Огромный вклад вносили они в экономику страны – да и зарабатывали неплохо, получали опыт работы и управления, производственные навыки и умение трудиться в коллективе.
Все это разрушено «реформаторами». Но какими будут последствия этого разрушения? У американского фантаста Рэя Брэдбери есть рассказ «И грянул гром». В далеком будущем, когда люди научились путешествовать во времени, какая-то фирма предлагает богатым клиентам охоту на динозавров. Клиента отправляют в прошлое, там заранее устроена гравитационная тропа, чтобы не затоптать ни одной травинки, выбран динозавр, который через несколько секунд должен погибнуть от каких-то естественных причин, и охотнику предоставляется возможность застрелить динозавра. После этого егеря аккуратно вырезают пулю – чтобы не осталось никаких следов – и оставляют динозавра лежать там, где он и должен был лежать без вмешательства человека. Основной и нерушимый закон – ни в малейшей степени не изменить экологию среды, даже вытоптанной травинкой, даже крошечным кусочком свинца – ведь это может полностью изменить ход времени, развитие истории. И вот однажды клиент, испугавшись динозавра, сходит с гравитационной тропы. И к подошве его башмака прилипает бабочка, которую он случайно раздавил. Но ведь он раздавил и миллионы потомков этой бабочки, нарушил трофические цепи питания птиц, которые питались бабочками, хищников, которые питались птицами – крошечное нарушение в экологии породило тектонические сдвиги в истории Земли. И когда охотники возвращаются в свое время, оказывается, что ситуация резко изменилась и вот-вот начнется ядерная мировая война. Из-за одной раздавленной в прошлом бабочки. «Реформы», затеянные доморощенными «либералами» уже вызвали тектонические процессы. И с каждым годом становится яснее зловещий смысл фразы Горбачева «процесс пошел», становится яснее, какие страшные процессы запускал он в России. И сильнее всего эти процессы бьют по детям России, по ее будущему. Не бабочку раздавили «реформаторы» - они раздавили весь мир детства, который был построен в СССР. И раздавили не случайно, а преднамеренно, нажив на этом многие миллионы. «Мир детства» - это не художественный образ, это вполне материальная инфраструктура, которая долгие годы создавалась Советской властью. Это система охраны здоровья матери и ребенка, женские и детские консультации, молочные кухни, патронаж, детские ясли и сады. Это детские образовательные учреждения, и не только школы, но и планетарии, детские железные дороги, школы юных моряков, городки и площадки для юных водителей, театры юного зрителя. Это заводы наглядных учебных пособий, детской мебели, аттракционов, наборов для технического творчества. Это пионерские заводы, настоящие заводы, которые производили настоящую продукцию, от электродвигателей до электронных часов, на которых ребята осваивали рабочие профессии и основы организации производства. Это пионерские лагеря, дворцы пионеров, художественные студии и ансамбли, кружки технического творчества, научные кружки. Это Артек, пионерская республика, великая школа дружбы и интернационализма, так великолепно описанная Аркадием Гайдаром. «Артековец» - это высокое имя с гордостью носили все, кому довелось побывать в этом лагере и помнили его всю жизнь. Это издаваемые миллионными тиражами журналы «Юный техник», «Юный натуралист», «Юный художник», «Квант», «Моделист-конструктор», «Мурзилка», «Пионер», «Костер» и другие. Это телевизионный канал, выделанный под учебные и научные программы, использующий все ресурсы и возможности телевидения для того, чтобы дети в любой точке страны могли в веселой и интересной форме изучать иностранные языки, знакомиться с основами наук, получать новые знания. Всесоюзная пионерская организация была мощнейшей структурой социализации подрастающего поколения, формирования поведения в обществе, нравственных основ и принципов, формирования патриотизма. В ней зарождались и формировались у детей качества лидеров, умения жить и работать в коллективе, учитывать интересы товарищей, понимать законы сообщества. Мало того – пионерская организация была мощным генератором лучших педагогических кадров. Ведь многие учителя и педагоги начинали свой путь с пионервожатых, там приобретали вкус и навыки к работе с детьми. А разве мало значила работа студенческих пионервожатских отрядов, которые формировались на летние каникулы не только в педагогических, но и в технических, сельскохозяйственных вузах? Ведь эти юноши и девушки, поработавшие в пионерлагерях, получали незаменимый педагогический опыт, который помогал им в дальнейшей семейной, родительской жизни. Французский писатель, побывавший в Советском Союзе, где было построено бесклассовое общество, общество без угнетателей и угнетенных, сказал, что в СССР сохранился все же один привилегированный класс, и этот класс – дети. Подход к формированию здорового поколения был очень серьезным и комплексным. Над этой проблемой работали медицинские, физкультурные, проектные НИИ. Были разработаны объективные медицинские нормативы для отдыха детей. На 1 января 1986 года, до начала «перестройки», пионерские лагеря имели 2994 тысяч мест; оздоровительные лагеря старшеклассников – 765 тысяч мест; дачи детских дошкольных учреждений – 346 тысяч мест. Это составляло около половины общего числа мест в рекреационных учреждениях страны и в 1,5 раза превышало число мест в учреждениях для взрослых. Пионерские лагеря проектировались так, чтобы во внеканикулярное время служить профилакториями и санаториями для взрослых. Качественно новым этапом развития пионерских лагерей стало создание в ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов проекта пионерского лагеря с круглогодичным использованием зданий. По этому проекту впервые пионерский лагерь такого типа был построен в Подмосковье и потом повторен во многих местах страны, комплекс на три тысячи мест был построен для детей работников КамАЗа в Набережных Челнах, на две тысячи мест – в Анапе. Специальным Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему улучшению организации отдыха пионеров и школьников» было предписано каждому предприятию, имеющему более 150 работников построить пионерский лагерь, который во внеканикулярное время должен был работать как база отдыха для сотрудников предприятия. Было запланировано к 2005 году в три раза увеличить число пионерских лагерей. И вот кровавое колесо «реформ» прошло по стране, и прошло прежде всего по детям, разрушая тот мир детства, который был создан Советской властью. Настойчиво и методично уничтожались все общественные институты, созданные для охраны здоровья новых поколений. Уничтожались все институты, созданные для социализации новых граждан, для формирования нравственного здоровья, для всестороннего и полноценного развития личности. Если раньше государство старалось формировать у детей тягу к труду, к знаниям, к науке, к искусству, то сейчас формирует тягу к легкой наживе, к безделью, к пиву, сексу и наркотикам. Число детских лагерей отдыха снизилось в десять раз. И никакими пиаровскими трюками с единственным лагерем на Селигере эту позорную цифру – снижение в 10 раз – нынешнему режиму не прикрыть. Сколько сейчас беспризорных и безнадзорных детей в стране, точно не знает ни одна статистика, но все сходятся в одном – счет идет на миллионы. Капиталистические «реформы» породили больше беспризорных, чем Гражданская или Отечественная война. И это – не раздавленная бабочка, это миллионы раздавленных человеческих судеб, раздавленных ради обогащения кучки олигархов. Что будет с обществом, какие изменения произойдут через 10-20 лет, когда эти миллионы детей станут взрослыми? Прежде всего надо отметить, что среди беспризорных примерно вдвое больше мальчиков, чем девочек. Уже одно это значит, что при вступлении в брачный возраст образуется резкий дисбаланс, далеко не всякая девочка, выросшая в благополучной семье, решится выйти замуж за бывшего беспризорника, имеющего отрицательный социальный опыт. А это значит, что «демографическая яма», в которую столкнули Россию «реформаторы», с годами будет только углубляться. Беспризорники сегодня – это несостоявшиеся семьи, неродившиеся дети завтра. Вполне естественно, что жизнь, которую приходится вести беспризорным детям, никак не соответствует стандартам здорового образа жизни. И через недолгое время Россия столкнется с резким ростом заболеваний, причем заболеваний тяжелых и запущенных. Откуда возьмутся деньги для лечения миллионов больных? Хватит ли для них больниц и медицинского персонала? И зачем превращать одну часть нового поколения в больных и инвалидов, а другую – во врачей и медперсонал для ухода за ними? Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, увидев в поезде ребенка, у которого родители были нищими эмигрантами, размышляет о его дальнейшей нерадостной судьбе, и пишет, что в этом ребенке, может быть, убит Моцарт. Сколько же русских Моцартов убили «реформаторы»! Ведь настоящий талант рождается совершенно независимо от социального происхождения и места проживания родителей. В советском мире детства теле- и радиоконкурсы, заочные школы в научных журналах, выезд приемных комиссий в глубинку частым гребнем прочесывали города и села, отыскивая таланты. Искали, отбирали способных, везли в интернаты и физматшколы, растили-учили на казенный счет – только бы укрепить, поднять интеллектуальный потенциал нации, не упустить Моцарта математики или Бетховена биологии. И среди миллионов сегодняшних беспризорных гибнут десятки талантов, которые могли бы стать мировой славой России – ну, просто по самой скромной статистике десятки – и нынешней власти они не нужны. Да что там – беспризорные? Организовав торговлишку знаниями, платные вузы, «реформаторы» обеспечили дорогу в науку не самым одаренным, а самым обеспеченным. И тем самым понизили интеллектуальный потенциал нации. В лихие послевоенные годы для социализации оставшихся без родителей детей, зачастую хлебнувших уже уличной «вольной» жизни, в СССР работала система профтехучилищ и производственного обучения. Классикой стала знаменитая колония Макаренко, где дети приучались к дисциплине и труду. И ведь не какому-нибудь труду – в колонии выпускали фотоаппарат ФЭД (Феликс Эдмундович Дзержинский), вершина тогдашней оптики и точной механики. Ребята получали самые престижные, квалифицированные и востребованные рабочие специальности. А кто станет к станкам и установкам через 10-20 лет? Технологии усложняются, требуют все более высокой квалификации, а будущие кадры не то, что квалификации не имеют, но даже не имеют желания учиться, потребности в труде и элементарных навыков дисциплины, без которой современное производство немыслимо. Постоянно идут сообщения с Кавказа об уничтожении террористов и боевиков. И годы рождения – 1983, 1984, 1985… Молодые люди, дети «перестройки» и «реформ». Разве стали бы они боевиками, если бы «реформаторы» не разрушили мир детства? Ведь не родились же эти ребята боевиками и террористами – их сделали такими горбачевские «перестройщики» и ельцинские «реформаторы». И там, где от воспитания и социализации были устранены комсомол и пионерская организация, воспитанием занялись религиозные фанатики, националисты и террористы. Вместо освоения наук ребятам пришлось заучивать средневековые догмы, зачастую в самой радикальной форме. Вместо занятий в научных и технических кружках заниматься изучением методов диверсий и террора. А попробуйте объяснить ребенку, у которого отец-рабочий остался безработным в результате устроенного спекулянтами и дельцами кризиса, почему он должен на каникулах слоняться по подворотням, когда сынки этих самых спекулянтов и дельцов отдыхают на Канарах, развлекаются в Диснейленде, катаются на роскошных машинах? Не объясните. И эта детская память останется горечью на всю жизнь, будут расти и наливаться гроздья гнева, который рано или поздно прорвется самой отчаянной ненавистью к тем, кто лишил их детства. Отвечать за отнятое детство взрослым дядям рано или поздно все равно придется. И чтобы хоть как-то смягчить свою вину, надо вовремя осознать и принять меры, начать активно действовать по исправлению допущенных тяжелейших ошибок. Приступить к немедленному восстановлению массовых детских организаций. Возвратить детям, завтрашним гражданам России, все то, что у них отняли капиталисты. В России все для этого есть – 35% мировых запасов недр, около 40% пресной воды, 50% хвойных лесов и чернозема. В богатейшей стране дети должны быть привилегированным классом. Бюджетные средства по всей вертикали и, в первую очередь, федеральной, должны быть направлены на целевую государственную программу «Дети России». Каждый ребенок должен иметь право на то, чтобы провести летние каникулы с товарищами в пионерских и трудовых лагерях, профилакториях, санаториях, и т.д. Именно в этом суть тех обязанностей государства, которые прописаны в 7-й статье Конституции, определяющей Российскую Федерацию как социальное государство. Москва, Санкт-Петербург, крупные промышленные центры десять лет буквально купались в деньгах, полученных от распродажи природных ресурсов. И при этом были инициаторами антиконституционных, по сути, действий, разрушая и отбирая собственность у несовершеннолетних. Пора покаяться перед целым поколением и, засучив рукава, работать.
|