Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

«Советская Россия» публикует письмо А. Г. Лукашенко депутату А.Е.Локотю

2009-07-03
«Советская Россия» - А. Г. Лукашенко

В своем письме президент Белоруссии разъясняет возникшие сложности в российско-белорусских отношениях и отношение к ним белорусской стороны.

На прошлой неделе наша газета опубликовала интервью депутата-коммуниста Госдумы Анатолия Локотя «Хватит вбивать клин» («СР», 27.06.09 г.), в котором он с глубокой озабоченностью говорил о возникших сложностях в российско-белорусских отношениях, обусловленных теперь пресловутой «молочной войной». Из посольства Беларуси в Москве А.Е.Локотю передали адресованное СМИ письмо Александра Григорьевича Лукашенко, разъясняющее исчерпывающим образом и суть конфликта, и отношение к нему белорусской стороны. Воспроизводим полностью этот убедительный документ.

 

Уважаемый Анатолий Евгеньевич!

Последние события, развернувшиеся вокруг поставок в Российскую Федерацию белорусского молока и молочных продуктов, обозначили ряд принципиальных вопросов, без ответов на которые невозможно продолжить работу по дальнейшей интеграции.

Думаю, что Вас, как человека с ответственной жизненной позицией и весомым политическим авторитетом, заинтересует взгляд на происходящее из братской Беларуси.

На протяжении последних лет, вопреки всем достигнутым договоренностям и договорно-правовой базе двусторонних отношений, наблюдается отход российской стороны от базовых принципов построения Союзного государства.

В силу неконструктивной позиции наших российских партнеров до сих пор так и не решен вопрос обеспечения равных условий для субъектов хозяйствования двух стран. Сдерживается реализация целого ряда важнейших договоренностей и решений Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 февраля 2009 года, в том числе по совместному противодействию последствиям мирового финансово-экономического кризиса, сотрудничеству в банковско-финансовой сфере.

Происходит кардинальное сворачивание кооперационных связей. На пути интеграции возводятся все новые ограничительные барьеры. Поставки самого широкого спектра белорусской продукции, начиная от продовольствия до сельскохозяйственной техники, блокируются.

Практически ежегодно мы сталкиваемся с серьезными проблемами с российской стороны, существенными для национальной безопасности Республики Беларусь.

Вы помните, это и перекрытие российского газа в крайне суровые зимы 2003/04, 2006/07 годов, и введение элементов таможенного и пограничного контроля на нашей границе – унизительных для белорусских граждан, и ограничение поставок белорусского сахара, и введение экспортных пошлин на поставляемую в Беларусь нефть.

В этом году очередной – ничем не мотивированный, кроме как протекционистскими интересами отдельных хозяйственных групп – запрет на поставки в Россию белорусской молочной продукции.

Необходимо отметить, что эта продовольственная группа в товарной структуре белорусского экспорта в Российскую Федерацию в период кризиса приобрела принципиальное значение. По итогам 2008 года экспорт только молока и молочных продуктов в Россию составил более одного млрд долларов США, а за первые четыре месяца текущего года – более четверти млрд долларов, что составляет порядка 14 процентов общего объема белорусского экспорта в Россию.

6 июня 2009 г. Роспотребнадзор признал недействительными практически все санитарно-эпидемиологические заключения на белорусскую молочную продукцию, поставляемую в Российскую Федерацию. Несмотря на то, что продукция была признана отвечающей требованиям Федерального закона от 12 июня 2008 г. «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» соответствующими экспертными заключениями федеральных государственных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии« в Брянской и Смоленской областях.

Все эти заключения были надлежащим образом подтверждены лабораториями российских ведомств, в частности Россельхознадзором и его Брянской межобластной ветеринарной лабораторией, которая аккредитована Ростехрегулированием в качестве органа по сертификации молочной продукции. Именно эта организация в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. №1072 определена как федеральный орган, осуществляющий аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий для целей подтверждения соответствия требованиям регламента на молоко и молочную продукцию.

В нарушение Федерального закона – одномоментно и к тому же без каких-либо юридических оснований – на белорусско-российской границе были остановлены 40 фур со скоропортящимся товаром – высококачественной молочной продукцией, соответствующей всем международным техническим регламентам, в том числе применяемым российской стороной. Нам предъявлено ультимативное требование проведения повторной экспертизы всей номенклатуры поставляемой продукции, и только в лабораториях Роспотребнадзора.

Более того, данные решения были приняты без проведения предварительных консультаций с уполномоченными ведомствами с белорусской стороны, как это предусмотрено двусторонними договорами.

Ситуация усложнилась тем, что введение норм нового закона осуществляется в условиях отсутствия четкой координации его реализации. Наличие в России семи ведомственных систем аккредитации (которые во многих случаях не признают результаты испытаний друг друга) при отсутствии единого национального органа по аккредитации создает дополнительные трудности для производителей. Все это сдерживает разработку необходимых документов по применению заложенных в pаконе требований.

Имплементация закона также показала, что он имеет технические и законодательные недоработки, которые создают, с одной стороны, дополнительные трудности для производителей этой продукции, с другой – позволяют произвольно интерпретировать соответствующими российскими органами управления вопросы порядка ее поставок на потребительский рынок.

К слову, с такими проблемами в равной степени столкнулись как производители Беларуси, так и России. Подтверждением этого явились письма Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) о введении упрощенного порядка сертификации молочной продукции.

К другим недостаткам следует отнести введение новых видов продукции, на которые отсутствовали нормативные документы России, отсутствие методик испытаний по многим показателям, в том числе для проведения идентификации продукции, и нормативно-правовых актов, устанавливающих форму и порядок осуществления ряда процедур оценки соответствия.

В ряду дополнительных проблем для импортеров можно отметить отсутствие порядка применения требований регламента в части сырья и переработки молочных продуктов других стран.

Все эти сложности были очевидны как для белорусских поставщиков, так и для их российских партнеров до момента вступления закона в силу. Поэтому еще в ноябре 2008 г. по инициативе Госстандарта Беларуси состоялось заседание совместной коллегии с Ростехрегулированием в целях уточнения формата осуществления всех необходимых процедур для плавного и беспроблемного перехода на новые условия торговли молочными товарами. Была создана совместная рабочая группа для рассмотрения вопросов, связанных с реализацией требований введенного закона в части стандартизации, испытаний и сертификации молочной продукции, с тем чтобы предприятия двух стран сумели получить необходимые сертификаты соответствия по новым требованиям. Особо была оговорена возможность для белорусских производителей получать в соответствии с законом сертификаты как в органах по сертификации на территории Российской Федерации, так и в органе по сертификации продукции в Республике Беларусь, аккредитованном в России (Госстандарт). В развитие этой договоренности Госстандарт Беларуси получил в Ростехрегулировании право на проведение работ по подтверждению соответствия молочной продукции всем требованиям.

Данные шаги являются подтверждением того, что при организации поставок молочной продукции в Россию белорусская сторона четко следовала как всем внутренним требованиям, предъявляемым российским законодательством, так и соответствующим международно-правовым нормам.

Еще одним наглядным свидетельством неправомерных действий Роспотребнадзора по непризнанию санитарно-эпидемиологических заключений на нашу молочную продукцию являются явные нарушения двусторонней договорно-правовой базы.

А ведь в соответствии с действующим Соглашением между Министерствами здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации о взаимном признании санитарно-эпидемиологических заключений России и удостоверений о государственной гигиенической регистрации Беларуси от 24 октября 2003 г. доступ на российский рынок белорусской продукции может осуществляться на основании сертификатов соответствия, выданных уполномоченными органами как России, так и Республики Беларусь.

Письмом Роспотребнадзора от 20 августа 2007 г. № 0100/8329-07-27 была подтверждена легитимность данного соглашения. В марте 2008 г. при встрече с белорусской делегацией во главе с Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь на предложение актуализировать вышеуказанное cоглашение руководителем Роспотребнадзора Г.Г.Онищенко было отмечено, что соглашение работает и его автоматическое продление предусмотрено статьей 13. Однако 11 июня 2009 года руководителем Роспотребнадзора во время переговоров с белорусской делегацией было заявлено, что соглашение утратило силу. При этом белорусской стороне не было направлено в установленном порядке никакого соответствующего официального уведомления.

Более того, 4 марта 2009 г. Ростехрегулирование дало официальное разъяснение в адрес Федеральной таможенной службы России о том, что в сертификатах соответствия сведения о санитарно-эпидемиологических заключениях могут не указываться.

Несмотря на это обстоятельство, мы «перестраховались» и провели работу по получению санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора на поставляемую молочную продукцию.

Хотел бы отметить, что еще до вступления в силу российского закона для создания условий беспрепятственного экспорта белорусской продукции за рубеж мы внесли в наше законодательство положение о том, что продовольственное сырье и пищевые продукты, экспортируемые Беларусью, по показателям безопасности должны соответствовать требованиям, предъявляемым страной-импортером. Во исполнение этого мы полностью унифицировали методы, применяемые в Республике Беларусь и Российской Федерации для контроля безопасности белорусской продукции, поставляемой в Российскую Федерацию.

Поэтому указание Роспотребнадзора о проведении экспертизы продуктов только в его лабораториях не соответствует положениям белорусско-российского Соглашения от 24 октября 2003 г. и означает, что российская сторона выдвигает дополнительные требования только к белорусским производителям. Потому что аналогичные санитарно-эпидемиологические заключения выдавались как российским производителям, так и производителям других стран.

Таким образом, действия российской стороны выходят за пределы добровольно принятых ею на себя международных обязательств. Этим поставлена под угрозу создаваемая десятилетиями взаимосистема организации и контроля качества, безопасности продукции белорусских и российских производителей.

Со своей стороны мы можем утверждать, что в Беларуси создана действенная система по организации контроля за обеспечением безопасности и качества продуктов питания. И эта система высоко оценивается самыми привередливыми экспертами Европейского союза.

Для обеспечения контроля качества производства молока и молочной продукции на предприятиях республики обеспечен эффективный внутренний контроль за продукцией по показателям безопасности. Внедрены системы управления качеством и безопасностью в соответствии с международными стандартами. На каждом предприятии работает государственный ветеринарный специалист. В Республике Беларусь создан компетентный орган по осуществлению координации контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья животного происхождения. Координирует его работу Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Как Вы знаете, в ходе конфликта мы постоянно демонстрировали готовность к компромиссу при решении этой в общем-то несложной технической задачи.

Однако то, в какой манере было принято решение о запрете ввоза белорусского молока, а также последовавший публичный резонанс, инициированный российской стороной, дали противникам нашего Союза повод для спекуляций. Белорусские труженики села понесли значительные убытки. Нанесен серьезный ущерб престижу наших производителей и в целом экономике страны.

Сейчас, после длительных и тяжелых переговоров, «молочная» проблема урегулирована. Надеемся, окончательно!

Равно как и то, что в будущем у нас больше никогда не возникнет новых противоречий и недопониманий по вопросам поставок продукции, расширения производственно-кооперационных связей, сотрудничества в военно-технической сфере.

Уважаемый Анатолий Евгеньевич!

Сегодня нам, как никогда, необходимы единство позиций, укрепление союзнических отношений, отказ от грубого протекционизма ради скорейшего преодоления последствий глобального кризиса и повышения благосостояния наших народов.

Только тесное сотрудничество во всех областях, основанное на порядочности и предсказуемости, совместное использование материальных и интеллектуальных ресурсов позволят придать дополнительный импульс союзному строительству, смогут гарантировать надежную защиту прав и интересов белорусов и россиян.

Надеюсь на понимание позиции Республики Беларусь и уверен, что Ваша деятельность и впредь будет направлена на углубление братских белорусско-российских связей на благо наших народов.

С уважением

Александр Лукашенко

 




Используются технологии uCoz