|
Главная страница | Гостевая книга | Фотоальбом |
Друзья сайта |
«Советская Россия»: Как наведут порядок на Кавказе2009-06-27 На встрече Дмитрия Медведева с президентом Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым речь шла о борьбе с терроризмом. Во что выльется данное поручение? На этой неделе во властной системе России произошел существенный сдвиг. В понедельник, сразу после покушения на президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова, Дмитрий Медведев пригласил в свой кремлевский кабинет президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова и поручил ему усилить борьбу с терроризмом. Все это очень напоминало сцену пятилетней давности, когда после гибели Ахмата Кадырова его сын встретился с Путиным и был назначен первым вице-премьером Чечни. Тогда Путин дал ясно понять, что его план мирного урегулирования основан на личной унии и что управлять Чечней будет не конкретное лицо, а семья Кадыровых, в которой роль главы передается по наследству. Теперь же на официозном чеченском сайте Грозный-информ.ру появился любопытный комментарий, в котором в заключение сказано буквально следующее: «Слава Всевышнему, в Кремле сегодня сидят трезвомыслящие люди, в отличие от тех, кто в начале девяностых годов опрометчиво позволил развязать войну на подвластной им территории, цинично подставив чеченский народ, который долго захлебывался кровью и слезами. Но, слава Всевышнему, мы выстояли в этой неравной схватке. Главное, мы живы, стали сильнее духом, зорче разумом, тверже характером и готовы подставить дружеское плечо ближним. И, наверное, поэтому президент России Дмитрий Медведев в своей последней беседе с чеченским президентом после покушения на Евкурова делает основную ставку на Рамзана Ахматовича Кадырова в борьбе с террором. Именно его ратные подвиги, подвиги нашего президента сыграли значительную роль в сохранении единства и целостности России. Вне всяких сомнений, Рамзан Ахматович Кадыров обладает мужеством и политической прозорливостью, чтобы навести порядок во всем Южном федеральном округе. Отрадно, что и Кремль наконец-то осознал этот факт… Да поможет нам Аллах в этом святом и праведном деле!» В этом комментарии есть темы, заслуживающие отдельного анализа. Например, вопросы о том, кто развязал первую войну на Северном Кавказе и против кого именно выстоял в неравной схватке чеченский народ. Но не о них речь. Речь о том, каким образом будет наведен порядок в Южном федеральном округе. Об этом поведал в многочисленных интервью сам Кадыров. Вот избранные места: Президент поручил мне довести эти мероприятия до конца и усилить их, включая Ингушетию. Я лично руковожу операцией, сейчас лично курирую, контролирую. СКП и МВД будут вести свое расследование, а мы будем вести расследование по горским обычаям. Это будет наше вайнахское расследование. У нас нет следственных комитетов и управлений, но есть законы, обычаи, по которым мы будем уничтожать бандитов. Вы знаете, какие у нас обычаи… Мы никому не позволим шутить с Россией и наведем порядок не только в стране, но если будет приказ Верховного главнокомандующего, то и в других государствах. У нас есть на то все силы и средства. Особенно характерны последние слова, и все знают, что это не пустые речи – чеченские силовики давно уже самостоятельно оперируют не только на Северном Кавказе, но и в Москве, Петербурге и других местах. О том, насколько такого рода речи соответствуют Конституции и действующим законам, спрашивали и раньше. Однако отныне у Кадырова имеется «охранная грамота». Он всегда может сказать: я действую хоть и не по Конституции, зато по личной просьбе президента страны. Давно уже стало общим местом утверждение, что ни при сепаратисте Дудаеве, ни при сепаратисте Масхадове Чечня не имела столько независимости и самостоятельности, как при лоялисте Кадырове-младшем. И это, мол, зародыш сепаратизма. Но не это сегодня главное. Если угроза сепаратизма и существует, то достаточно отдаленная, – ныне же отделяться от России Чечне нет никакого резона. Два года назад Кадыров демонстративно отказался от намерения заключить договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Чеченской Республикой. С одной стороны, федеральный центр – надежный финансовый донор. С другой стороны, есть еще возможности упрочения позиций и в формальных рамках федерации. Доделать здесь остается не так уж и много, а именно: выделить «Грознефтегаз» из состава «Роснефти», поставив ее под контроль республиканских властей, и открыть свой международный аэропорт и таможню. Речь сегодня идет уже не столько о чеченском сепаратизме, сколько о распространении растущего силового и политического влияния Кадырова за пределы Чечни, и не только на Северный Кавказ, но и на всю страну, и даже дальше. И действительно, сегодня, кроме премьерско-президентского тандема, Кадыров является единственным государственным лицом в России, способным самостоятельно подкрепить свою политику силой. По сути, он располагает личными вооруженными силами, костяк которых образуют бывшие полевые командиры и боевики. И этим ресурсом он обязан вовсе не федеральному центру. Центр лишь легитимировал его, ибо ему не оставалось ничего другого, кроме как признать статус-кво. Поэтому объективная ситуация такова, что без Кадырова сегодня уже нельзя «делать» российскую политику. С его позицией отныне приходится считаться как во внутренних, так и в международных вопросах. Особенно в условиях кризиса власти очень даже пригодятся «вайнахские» способы расследования и разрешения всяких сложных и щекотливых проблем. Недаром же Кадыров сказал, что «единственный регион, который уверенно выходит из кризиса, – это Чеченская Республика. И если бы у нас не был отменен режим контртеррористической операции, если бы мы не работали в правильном направлении, то у нас сегодня была бы та же сложная ситуация, как и в других субъектах Российской Федерации». Однако всемогущество Кадырова есть лишь изнанка общего бессилия и бесправия субъектов Федерации, так красочно описанных башкирским президентом Рахимовым в недавнем интервью «МК». М.Рахимов: У нас сейчас все насаждается сверху. Уровень централизации даже хуже, чем в советские времена. По отношению к местным проводится политика недоверия и неуважения. Еще один пример – «Единая Россия». Партией пытаются рулить люди, которые и тремя курицами не командовали. Разве так может быть? Страна постепенно отходит от процессов демократизации. Возьмем Госдуму. Разве это парламент? Стыдно смотреть! Население же смеется! Вместе с тем всемогущество Кадырова есть и оборотная сторона растущей недееспособности федерального центра. Ситуация на Северном Кавказе свидетельствует о провале его национальной и региональной политики. О том, что по-старому он управлять не может, а по-новому, оставаясь при этом в конституционно-правовом поле, – не научился. В результате, как только центр, отобравший у регионов все существенные полномочия и сосредоточивший их в своих руках, оказывается не в силах решить какую-либо региональную проблему, так его функции, в том числе и силовые, автоматически перетекают к местным неформальным группам влияния. Что затем закрепляется столь же неформальными отношениями и договоренностями «метрополии» и «провинции». Таким образом, текущий политический сдвиг состоит в том, что начало координат государственной власти еще дальше передвинулось от Кремля в «южном» направлении. «Тандем» медленно, но верно превращается в «триатлон». Обе конструкции держатся на личных униях. Только вот насколько долго сможет продержаться на них государство?
|