ВЫСТУПЛЕНИЕ Н.Л.КОВАЛЕВОЙ
НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ»
«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ КАК ИНСТИТУТ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»
2008-10-02
Гражданское общество – понятие, означающее совокупность экономических, духовно-нравственных, культурных и др. отношений людей в отличие от властно-политических отношений, системы государственной власти.
Гражданское общество обуславливает такую демократическую форму функционирования государства и отражает уровень развития народовластия, гражданственности людей, степень их контроля за деятельностью государства и его органов. К основным институтам гражданского общества относятся партии, профсоюзы, средства массовой информации, бизнес, общественное самоуправление и др.
Федеральный закон «О политических партиях», который устанавливает правовой статус политических партий на основе Конституции Российской Федерации, конкретизируя положение ее статей 1 (часть 1), 3 (часть 2), 13 (часть 3) и 30 (часть 1), определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (пункт 1 статьи 3); при этом политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (пункт 1 статьи 36).
Политические партии как необходимый институт представительной демократии, обеспечивающий участие граждан в политической жизни общества, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, в открытой легальной борьбе на основе принципов равноправия и политического плюрализма стремятся решающим образом влиять на государственную власть, участвовать в формировании органов власти и в контроле за их деятельностью. В отличие от других объединений, действующих на политической арене (профессиональных и предпринимательских союзов, так называемых групп давления и т.п.), партии, преследуя собственные политические цели, открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него – всем обществом. Консолидируя политические интересы граждан, они способствуют формированию политической воли народа. В конкурентной борьбе партий за политическую власть должна создаваться та необходимая демократическая среда, которая позволит многонациональному российскому народу как носителю суверенитета и единственному источнику власти в Российской Федерации осознанно выбрать оптимальные направления развития общества и государства и достичь гражданского согласия .
В то же время, осуществляя свою деятельность непосредственно в регионах, политические партии должны обеспечивать сочетание общенациональных и региональных интересов.
Задача архиважная и очень ответственная. Исходя из этого постулата получается, что политические партии являются локомотивом в становлении гражданского общества.
Что же мы имеем на практике? У нас – многопартийность. Об этом говорит список зарегистрированных в Юстиции партий.
Далее. Мы избираем сегодня представительную власть – в Государственную Думу, законодательные органы субъектов Российской Федерации и т.д., по партийным спискам, причем следующие выборы в областную Думу будут проходить только по партийным спискам. Мы видим, что политические партии как институт гражданского общества пускают свою корневую систему все глубже и глубже, т.е. сегодня уже обсуждается этот вопрос в органах местного самоуправления – избираться 50х50. В связи с этим роль политических партий как институтов гражданского общества существенно возрастает.
Вводя выборы от политических партий на уровне органов местного самоуправления, спросил ли кто-нибудь у самого гражданского общества: «А хотят ли они на местном уроне выборы по партиям?» Мои многочисленные встречи с избирателями говорят о том, что в местные представительные органы власти люди хотят избирать депутатов по округам.
Считаю необходимым внести и такое предложение. Если сегодня главы МСУ будут избираться из числа депутатов, то тогда партийные списки на главу должны возглавлять кандидаты на главу от партий. Это и будет участие народа в выборах главы.
На П-м Общероссийском гражданском форуме в январе 2008 г. Президент РФ Д.А.Медведев сказал:
«Говоря о роли гражданского общества в развитии Российского государства, можно прямо сказать, что по сути, роль гражданского общества определяющая. Мы создаем демократию. А, значит роль общества в этих процессах – всепроникающая и незаменимая. … власть должна находиться в постоянном сотрудничестве с гражданским обществом».
Особая ответственность лежит на политических партиях, потому что они не просто являются институтами гражданского общества, а самой властью, которая определяет жизнь нашего общества. В этой связи хочется привести результаты социологического опроса о морально-нравственном климате в обществе, проведенном Всероссийским центром изучения общественного мнения. Результаты как отчасти предсказуемые, так и отчасти удивительные.
За последние 10-15 лет россияне стали более циничными (так полагают 54% опрошенных против 14%) и образованными (43 % против 34 %), но зато в россиянах, по их же мнению, стало меньше честности (66 % против 9 %), доброжелательности (63 % против 11 %), искренности (63 % против 9 %), бескорыстия (67 % против 8 %), патриотизма (60 % против 17 %). Ослабло взаимное доверие (65 % против 9 %), верность товарищам (49 % против 12 %), способность к сотрудничеству (35 % против 27 %), трудолюбие (43 % против 30 %).
Так что же можно сказать о власти сегодня? Прежде всего в обществе, как вы видите, значительно ослабло доверие как между людьми, так и к власти в целом и к институтам гражданского общества.
А по какому пути мы сегодня идем в нашем регионе ? (Примеры из практики) .
До меня выступали руководители фракций, которые многие акценты расставили. Принцип демократии: при принятии решений проходят дискуссии, на которых выражаются различные мнения и должен действовать принцип большинство должно слышать меньшинство и учитывать мнения друг друга.
К большому сожалению, на практике это не происходит. Яркий пример – работа областной Думы.
Мы не можем получить гражданское общество другого уровня, не занимаясь совершенствованием гражданских механизмов.
Пока этим и занимается вновь созданный комитет по взаимодействию с институтами гражданского общества, созданный в новом созыве в областном парламенте. В настоящее время мы также создали две комиссии: консультативно-экспертная комиссия по вопросам содействия развитию институтов гражданского общества; и по вопросам взаимодействия с религиозными организациями и национально-культурными автономиями. В них вошли представители гражданского общества, а также ученые.
Уже проведено заседание «Круглого стола» по вопросам духовности и нравственности. 9 октября проводим выездной день комитета в Палехском районе. Уже утвержден состав Молодежной палаты при Ивановской областной Думе. Занимаемся формированием Общественной палаты Ивановской области. Эта работа показала, что становление гражданского общества находится в зачаточном состоянии. Многие общественные организации, зарегистрированные в управлении юстиции, мы просто не нашли. Уверена, нам предстоит большая и важная работа по созданию и развитию гражданского общества.
|