Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Газета № 14 (527)     18 апреля 2007 года


«ТЕЩА» ЕДЕТ ЧЕРЕЗ ГЕНУЮ-САЛОНИКИ…»
К 125-летию со дня рождения Ф.Н.Самойлова

К СТРАХУ БОЖЬЕМУ?


пламенные революционеры

«ТЕЩА» ЕДЕТ ЧЕРЕЗ ГЕНУЮ-САЛОНИКИ…»
К 125-летию со дня рождения Ф.Н.Самойлова


Федор Никитич САМОЙЛОВ родился 11(23) апреля 1882 года в крестьянской семье в д.Гомыленки Лежневской волости (ныне района) Шуйского уезда. «Рабочие университеты» начались для 12-летнего Федора с мойки посуды и мытья полов в гостинице – с 5 утра до 11 ночи ежедневно. Перешел мальчиком в маленький магазин. И там было не легче. В 15 лет Федора взяли на фабрику «Товарищества Иваново-Вознесенской мануфактуры – «Компания» (в советское время фабрика им.С.И.Балашова, ныне – обанкрочена и ликвидирована – «СП»).

Из воспоминаний Ф.Н.Самойлова: «Приставили к мерильной машине. И первый же день на фабрике подействовал на меня сильно угнетающе. В воздухе висела мелкая пыль. Было страшно душно… Жизнь не становилась лучше. Несколько скрашивало настроение чтение «копеечных» книг, которые пристрастился покупать на чаевые еще в гостинице… Работавший со мной Евтихий Арефьев, заметив мое пристрастие к чтению, познакомил меня с Красильниковым, от которого я получил книги Писарева и сборник «Песни революции». Они же в 1903 году привели меня с младшим братом Петром, работавшим на той же фабрике, на первую Маевку, положившей начало новой, взмен ранее разгромленной охранкой, социал-демократической организации… «Штаб-квартирой» были летом - лес, зимой – деревянные избы, в том числе и та, в которой мы с Петром «квартировали»… В мае 1905-го в ходе обшегородской стачки в Иваново-Вознесенске образовался Совет рабочих депутатов, в который от текстильщиков «Компании» избрали и меня, и брата Петра…»

Во время стачки Федор Самойлов обеспечивает в типографии тиражирование листовой, бюллетеней Совета, от имени Совета ведет переговоры с губернатором и фабрикантами. …Вынудив текстильщиков некоторыми уступками, а главное – голодом, прекратить стачку, фабриканты и прислуживавшие им доносчики всячески избавлялись от «смутьянов». Из воспоминаний Ф.Н.Самойлова: «Уволенный с фабрики «Компания» я долго не мог найти работу и подумывал о переезде в другой город. И тут «Покровская мануфактура П.Грязнова» объявила о наборе еще одной рабочей смены. Так я остался в Иваново-Вознесенске. Вскоре ситцепечатники образовали свой первый профсоюз. На организационном собрании в правление вошли Константин Гандурин, я, ряд других большевиков. В 1907 году я был председателем правления профсоюза и во время избирательной кампании в III Государственную думу оказался в числе шести выборщиков, из которых нужно было выделить одного депутата от Владимирской рабочей курии. Выбор остановили на иваново-вознесенском рабочем Семене Воронине…»

Воронина уехал в Санкт-Петербург, а Федора Самойлова в марте 1909 года вместе с другими активистами разгромленного охранкой Союза ситцепечатников за «противоправную деятельность» профсоюза переправили в камеру Владимирского централа.

Из воспоминаний Ф.Н.Самойлова: «…Готовился суд с участием Московской судебной палаты. Но ввиду недостаточности улик, а главное под давлением рабочих , через три месяца меня и еще нескольких профсоюзных активистов выпустили. И я вернулся св Иваново-Вознесенск. В 1912 году в ходе выборов в IV Госдуму меня опять выдвинули уполномоченным от фабрики Грязнова. На собрании во Владимире голоса выборщиков в рабочую курию распределились так: 118 – за меня, 114 – за Семенова из Тейкова, 110 – за В.П.Кузнецова из Иваново-Вознесенска… В день моего отъезда в Москву, а оттуда в Петербург на площади у вокзала собрались 2-3 тысячи рабочих. Зачитали и передали принятый на общегородской конференции «Наказ»: «…избранника нашего, товарища Ф.Н.Самойлова просим намекнуть с думской трибуны господам Пуришкевичам…сила народная – сила льва. Если злорадная игра котенка выводит из терпения, то лев встает. Господа Пуришкевичи пусть помнят, что дьявольские планы и обманы их нам ясны как день. И пора бы посидеть им не болтавши, долго или скоро должны же они с нами посчитаться. Вот что кипит у нас в сердцах…»

Помимо Самойлова, от рабочих курий в Госдуму прошли еще пятеро большевиков: Бадаев – от Петроградской, Малиновский – от Московской, Муранов – от Харьковской, Петровский – от Екатеринославской и Шагов (из Родников) – от Костромской. Вместе с семерыми меньшевиками они составили социал-демократическую фракцию, председателем которой меньшевики, используя минимальное преимущество в голосах, избрали Чхеидзе, уже имевшего «думский опыт». Первое заседание новой Думы началось 15 ноября 1912 года. Только после молебна, зачтения императорского указа от открытии Думы, верноподданнических возгласов и речей в зале появились социал-демократы и «трудовики». Из воспоминаний Ф.Н.Самойлова: «Под новый год Дума ушла на рождественские каникулы и я немедленно выехал в Иваново-Вознесенск для встреч с избирателями. Когда вернулся в Петербург, в моей комнате нелегально поселился бежавший из ссылки Яков Свердлов… Однажды, зайдя к Бадаеву (мы жили в соседних комнатах «депутатской» квартиры), увидел у него невысокого, худощавого человека, которого никогда прежде не встречал. «Знакомься, Федор, - сказал Алексей. – Это Коба…»

Кобой был бежавший из ссылки и нелегально добравшийся до Петербурга Иосиф Джугашвили. Вскоре Свердлов и Джугашвили(Сталин) по доносам оказавшегося провокатором и агентом охранки Малиновского были арестованы и сосланы в Сибирь, в Туруханский (ныне - Красноярский) край.

В январе 1914-го в Кракове Самойлов впервые встретился с Лениным. Зная об обострившейся у Самойлова застарелой болезни легких («память» о фабричной работе) Ленин настоял на выполнении рекомендации краковских врачей – немедленно отправиться на лечение в Швейцарию: «Для вас сейчас главное – лечиться. Впереди еще много трудной работы и надо как следует окрепнуть…» и вручил запечатанный пакет Григорию Шкловскому. Вскрыв в Берне пакет от Ленина, Шкловский прочел: «…Самойлов – партийное имущество и в случае его растраты, вся ответственность ляжет на вас, бернских товарищей…»

19 июля (1 августа) 1914 года Германия под предлогом «защиты Австро-Венгрии» объявила России войну. Вынужденный перебраться из ставшей «недружественной» Галиции в нейтральную Швейцарию, Ленин сразу назвал вещи своими именами: война имеет «характер буржуазной, империалистической, династической» и отсюда главный революционный лозунг момента – «направить оружие не против своих братьев, наемных рабов других стран, а против реакционных и буржуазных правительств и партий всех стран». Ленинская позиция была закреплена в резолюции «Группы социал-демократов, членов РСДРП». И сразу встал вопрос: как ее немедленно и гарантированно переправить в Россию? Это вызвался сделать Самойлов. Ленин знал, что хотя здоровье Федора Никитича и пошло на поправку, но еще далеко от желанного результата. Но с другой стороны понимал: только Самойлов, обладающий депутатской неприкосновенностью, имеет шансы легально добраться до России. Наиболее короткий путь через Австро-Венгрию, Германию начисто исключался. Оставались два варианта – северный - длинный, а потому требующий много времени – через Францию, Англию, вокруг Скандинавии до Архангельска. Длинный, а потому требующий очень много времени. И короткий южный – через Италию, Грецию, союзную России Сербию, Болгарию, Румынию – но самый опасный. В конечном счете, остановились на южном. И в Поронин, Тихомирнову, отправилась (для немедленного сообщения в Россию) открытка: «…Теща здорова. Вероятно, она поедет через Геную-Салоники… Ваш Вл.Ульянов».

Тихомирнов, естественно, понял, что речь не о Елизавете Васильевне - матери Н.К.Крупской, а о Самойлове с партийной кличкой «Теща». Маршрут, которым с пакетом с ленинскими тезисами под рубашкой следовали Самойлов и «прикрепленные» к нему Лениным (на всякий случай) Данский (Комаровский) с женой и дочерью, проходил от Берна через Милан-Парму-Болонью-Бриндизи, далее морем до Салоники, оттуда поездом через Сербию до Софии и далее до Бухареста и пограничного Галаца, на лодке через пограничный Прут и, наконец, поездом от Бендер до Москвы.

В Москве Самойлов передал ленинский пакет Данскому, а сам пересел на поезд до Иваново-Вознесенска. Так, в Иваново-Вознесенске, затем в Кинешме раньше, чем в Петербурге, узнали и приняли ленинскую точку зрения на войну. В Петербург Самойлов приехал, когда Петровский, Муранов, Каменев обсуждали, как ответить на обращение лидеров II Интернационала, призывавших социал-демократов к активной поддержке войны. Только после детального изложения Самойловым ленинской позиции, определилась окончательная редакция ответа: «…Русский пролетариат не может ни при каких условиях идти рука об руку с нашим правительством - не может оказывать ему никакой поддержки…» Так же («никаких кредитов и средств правительству на ведение войны») пятерка депутатов-большевиков голосовала и в Госдуме, за что преданная верхушкой Госдумы, была арестована и заточена в питерские «Кресты». Там, в 142-й камере, у 32-летнего Федора Никитича сложились поэтические строки:

Вот открылась дверь тюремная,
Звук засова прогремел.
Одиночка полутемная
Мне досталася в удел.
Осмотрелся: стены серые
Смотрят сумрачно кругом…
Обстановка – три предметика,
Все железные они:
Койка, стол и табуреточка…

Приговор сфальсифицированного суда для всех пятерых депутатов был краток и предельно жесток: к вечной ссылке на поселение в Туруханском крае. Там произошла новая встреча с Свердловым, Кобой (Сталиным). Освобождение принесла Февральская Революция 1917 года. 3(16) апреля Самойлов в Петрограде среди встречающих Ленина на Финляндском вокзале, слушает его тезисы на собрании в Петербургском комитет РСДРП, затем на собрании большевиков в Таврическом дворце и спешит в Иваново-Вознесенск, где знакомит с ленинскими тезисами городской партактив.

С сентября 1917 года Самойлов – председатель президиума Иваново-Вознесенского Совета рабочих депутатов. 25 октября (7 ноября) во время заседания Совета Федор Никитич получает по телефону известие о победе социалистической революции в Петрограде и образовании Совета Народных Комиссаров по главе с Лениным. Тут же Совет учреждает городской Революционный штаб во главе с Самойловым. В 1918 году Самойлов – председатель горкома РКП(б), председатель губернского ревтрибунала, губернский комиссар труда.

В январе 1919 года ЦК партии направляет для политической и хозяйственной работы на Украине большую группу опытных коммунистов – Дэержинского, Орджоникидзе, Бубнова, Затонского, Гамарника, Петерса и вместе с ними Самойлова, который получает назначение зам. Наркома труда Украины. В сентябре того же года новая командировка. На этот раз уполномоченным ЦК партии и Всероссийского ЦИК в Башкирию, где надо было мудро «разрулить» непростую ситуацию, вызванную неблаговидными действиями местных националистов по отрыву Башкирии от РСФСР. На телеграммы из Стерлитамака, где «окопались» националисты, что Самойлов, Преображенский, Артем (Федор Сергеев) «дестабилизируют» ситуацию, Ленин отвечает: «…я вполне уверен, что Артем, Преображенский, Самойлов никаких действительных поводов к осложнениям не дадут… Ваша попытка выслать из Башкирии старых партийных товарищей… дает мне основания усомниться в вашей объективности…» После «башкирской командировки» Самойлов возвращается на Украину к обязанностям зам. наркома труда. Но не надолго.

В 1922 году Федора Никитича отзывают в Москву и в апреле на ХI съезде РКП(б) избирают кандидатом в члены Центральной Контрольной Комиссии партии, где поручают возглавить Партколлегию. В том же году Федор Никитич избирается членом Всероссийского ЦИК. Вместе с О.А.Варенцовой Федор Никитич активно работают в Комиссии по истории Октябрьской революции и РКП(б) при ЦК партии, по организации для углубленных исследований истории столичной и подмосковной парторганизаций столичного Истпарта, созданию Общества старых большевиков, а на базе Историко-революционного музея Москвы Музея Революции СССР (ныне – Музей новейшей истории России).

С 1929 года Федор Никитич возглавлял Московский Истпарт и вплоть до 1935 года был заместителем председателя Общества старых большевиков. В 1935-м году ЦК партии назначил Самойлова директором Музея Революции СССР. Именно под началом Федора Никитича в экспозиции музея появились материалы по истории советского общества. Музей не прекращал работы и в первые месяцы Великой Отечественной войны, пока не поступило распоряжение Государственного Комитета Обороны о его эвакуации в Молотов (ныне – Пермь). Федор Никитич руководит работы по тщательной подготовке музейных экспозиций к вывозу, но сам по причине сильного расстройства здоровья остается в Москве, выступает перед ополченцами, следовавшими через Москву из Сибири полками, сыгравшими решающую роль в разгроме гитлеровцев под Москвой. Активной агитационной, пропагандистской, научно-исследовательской работы Самойлов не прекращал до самой весны в июне 1952 года.

Свое 70-летие – день в день с днем рождения Владимира Ильича Ленина – Федор Никитич по существу прикованным к постели. В этот день в 244-ю квартиру и поныне широко известного «Дома на набережной» одну за другой доставляли приветственные телеграммы, не умолкал телефон… Одни «гости» сменяли других. И самыми дорогими из них были оставшиеся в живых друзья революционной молодости по Иваново-Вознесенску – В.С.Калашников, Д.Г.Морозов, М.Ф.Икрянистова-Наговицына, В.Н.Наумов, М.П.Куликов. Меньше, чем через два месяца они же в середине июня доставили в Иваново урну с прахом друга. 17 июня длинная траурная процессия прошла от Дворца труда и памятника В.И.Ленину к Сосневской фабрике. Там, где Федор Самойлов организовал первый рабочий профсоюз текстильщиков, там же обрела пристанище и урна с его прахом. Впоследствии корпуса соседних трех фабрик объединились в один текстильный комбинат, которому присвоили имя Федора Никитича Самойлова. «Самойловский комбинат» и поныне в числе наиболее известных текстильных, как сейчас говорят, «брэндов» России. Хотя от самого комбината осталось, по существу, лишь отделочное производство. А там, где были прядильное, ткацкое производства, стучат… швейные машинки.

   Геннадий ШУТОВ.



«НЕ ЗА «ВЕРУ» И НЕ «ПОГИБЛИ» 85 лет назад подстрекатели к бунту в Шуе» - так называется корреспонденция, опубликованная 21 марта в «Слове Правды». Продолжаем публикацию откликов читателей.

К СТРАХУ БОЖЬЕМУ?

Зачем М.А.Мень так старательно продвигает сооружение памятника не погибшим, а расстрелянным в 1922 году (видимо, было за что) священникам в Шуе? Варианты могут быть самые разные. Но несколько по-другому подойдем к ответу на этот вопрос. И начнем с… церкви.

Церковь всеми правдами, а в основном неправдами старалась разрушить единство картины мира, которое было у наших предков (язычество). Разрушить и искоренить правильное мировоззрение. Только так можно было свободного человека превратить в раба, главным чувством которого был бы Страх Божий.

Церковники пугали простой народ голодом, поскольку Бог закроет небо для тех, кто идет на роту, и дождя не будет. Языческие боги у отцов церкви непременно бесы. По сути, насаждающие христианство отрицали и чернили все, что было свято для людей. Люди всегда знали, что ротой – Вселенским законом – держится не только Земля, но и вся Вселенная. Христианские просветители решили, что все держится благодаря им, поскольку они являются наместниками Всевышнего, а Вселенский закон – рота – все только губит. Отцам церкви сразу искоренить роту не удалось.

Поясним, что когда русские князья заключали международные договоры, то князь с дружиной ходили перед идолом Перуна (ходили по роте). Договор заключался не на определенное время, а пока существует Вселенский закон, пока существует Вселенная. И церкви приходилось приспосабливаться: роту стали совершать в церкви и целовать крест. Но целование креста и клятва, которые остались от роты, в корне противоречат принципам, изложенным в Библии. Там сказано: «Не клянитесь!» Исследователь М.Л.Сериков в этой связи писал: «Как заземленный, ветхозаветный, так и оторванный от земли новозаветный законы представляют собой явную деградацию в духовной сфере по сравнению с языческим Вселенским законом, наиболее гармонично регулирующим соотношение земного и небесного и являющимся естественным результатом духовного развития далеких предков индоевропейских народов. Из этого следует, что уничтожение христианской церковью памяти о Вселенском законе у русских и большинства индоевропейских народов вкупе с навязыванием им чужеродных религиозно-нравственных ценностей прервало их естественную эволюцию и направило их дальнейшее духовное развитие по абсолютно иному руслу».

И глубоко ошибаются «государственные» деятели (в том числе и М.А.Мень), которые надеются поднять духовность русского народа путем предоставления неограниченных льгот Русской Православной Церкви, включая и сооружение пресловутых памятников. К сожалению, эта церковь не живет нуждами российского народа. Она закрывает глаза на проблемы миллионов беспризорников, на нищенское положение многих, кто всю жизнь трудился на благо Родины. Как и на многие другие проблемы. Зато очень старательно сгребает под себя самые разные народные ценности, как будто она их создала, а не народ. Церковники не стыдятся стоять с протянутой рукой (собирая якобы деньги на храм) рядом с ежедневно недоедающими старушками. На излишние средства Русской православной церкви можно было бы всех, до единого, беспризорников обучить хоть в Оксфорде. И при том у церкви еще достаточно бы осталось. Но она на это никогда не пойдет. Она сама виновата в том, что народ (не только большевики) рушил ненавистные ему храмы, сбрасывал колокола, жег поповские усадьбы. Это делал народ в ответ на тысячелетнее рабство. И пусть церковь не жалуется, что советское правительство в 1922 году изъяло часть ценностей, на которых не только пот, но и кровь российского народа.

Религия славян складывалась на протяжении тысячелетий. Тогда человек правильно воспринимал и единство мира, и то, что этот мир управляется единым для всех, без исключения, законами. А раз есть единые для всей Вселенной законы, значит, есть и единый Творец этих законов, единый Вседержатель, на котором все в мире держится. Пришло четкое понимание того, что этот Вседержатель не может быть личностью. Это субстанция, которая пронизывает все и вся, содержится во всем, проявляет себя во всем. Наш предок был умнее. Да, собственно, иначе бы он и не выжил. Под угрозой такой гибели находился славянский (русский) народ и тысячу лет назад, когда князья и бояре в борьбе с собственным народом решили сломать народные традиции, народную религию, которая, кстати, была абсолютно правильной. Наши предки-язычники верили в единого Бога Вседержателя, не приносили жертв никаким идолам, были высокоморальными благодаря предписаниям великой религию.

Почему же князья русские пошли на такое самоубийство? Это было им нужно для укрепления собственной власти над собственным народом. Князьям надоело подчиняться решениям вече, и они призвали монархическую силу из-за границы. Самой выраженной монархической силой в те времена была христианская церковь, которая давно отошла от демократических принципов, от принципов выборности и голосования. В христианской церкви действовал принцип : не пастырь для верующей общины, а община для пастырей. Именно в интересах власть имущих было проведено крещение Руси.

Все это самоуничтожение надо было чем-то оправдать. Поэтому и появился миф о «дикой» Руси, которой Запад принес «светоч» знаний культуры, о «неспособности» русских создать свою государственность без помощи Запада. Князья втоптали в грязь религию своего народа. Стройность веры была нарушена, и практически все последнее тысячелетие прошло под знаком борьбы (духовной и физической) власти с собственным народом. То, во что верил народ, заплевывалось и искажалось. Добрые боги представлялись злодеями, хорошие обычаи изображались как служение демонам. Все это не могло не сказаться на духе народа. Насилие все больше и больше заполняло Русь, Россию, пока оно, переполнив чашу, не вылилось на всех, в том числе и на саму православную церковь. Так прошло еще почти сто лет, и мы снова у разбитого корыта. Заменить народ и православие уже трудно, а восстановить язычество – невозможно. Как видим, старания М.А.Меня – ширма, за которой благодать божья для церковников, не для народа.

И все-таки мы выстоим! Обязательно выстоим!

    В.Г.МАСЛОВ,
г.Шуя.




Используются технологии uCoz