Друзья сайта
|
Газета № 9 (664) 09 марта 2010 года
Болонки ЕГЭ
Кто ответит за разгром системы образования в России?
Правительство форсирует «реформу» системы образования страны. Вернее пытается просто уничтожить сложившуюся за многие (с конца ХIХ до 90-х годов ХХ веков) десятилетия великолепную систему подготовки инженерных кадров в России. Систему, с которой сравнивали свои результаты США, развитие страны Европы, а сейчас широко использует и совершенствует Китай.
По каким-то только ему известным источникам министр А.Фурсенко всех педагогов высшей школы перевел в разряд «неисправимых «взяточников» и декларируя во все уста, что только ЕГЭ - единые государственные экзамены, непонятные даже ректору МГУ им. Ломоносова академику В.А.Садовничему, разрушат эту «систему взяточничества». И эта система действительно вовсю формируется, но не в среде высшей школы, а среди подвизающихся в сфере контроля за качеством образования, в системе среднего образования. Все три года проведения ЕНГЭ все ответы по всем предметам с изумительной точностью, за 2-3 дня до экзаменов появляются в Интернете. И те, кто идею ЕГЭ толкает свой миллиард (и не один) уже сколотили. Других результатов ЕГЭ эти «игры в угадайки» не дали и не дадут. Главный же итог этой аферы ЕГЭ – обманутая и оглупленная молодежь, втянутая в игру с наперсточниками от образования.
Европа пыталась стать на путь ЕГЭ, но, мгновенно поняв ошибку, немедля, хотя порядка в системе образования на Западе на порядок выше, чем у нас, от схемы ЕГЭ отказалась.
В ходе проведенных в крупнейших вузах, в том числе и в МГУ им. Ломоносова, тестовых испытаний первокурсников 98 из каждых ста нем подтвердили полученных в ЕГЭ балов. Уже этим документально доказано, что средняя школа занимается профанацией образования по спущенным Министерством образования и науки, Рособрнадзором установкам. Если пять лет назад от того, что студент-первокурсник не мог бы мне ответить, как определить объем шара, чем отличается десятичный логарифм от натурального я мог бы упасть в обморок, то сегодня такое для меня шоком уже не является.
Второй «гениальный» шаг в «реформировании» системы образовании я – формированный переход на многоуровневую системы высшего профессионального образования по Болонским декларациям. Министр Фурсенко через все СМИ постоянно прессует, что только переход на Болонские рельсы позволит дипломированным специалистам свободно трудиться в любой европейской (и не только европейской) стране. Какой же «обком» (Вашингтонский или иной) поставил г-ну Фурсенко задачу готовить на средства российских налогоплательщиков специалистов всему миру, а не для собственной страны? У нас, что, избыток квалифицированных кадров? Или же кто-то организует в этом направлении широкий бизнес?
Не только наша отечественная, но и общемировая классика высшего образования учит, что истинная ценность подготовки высококвалифицированных кадров в их многообразии, а не в причесывании под одну гребенку. Советская высшая школа готовила кадры высшей квалификации более чем тысячи специальностей, из которых около 800 по естественно-научным и техническим направлениям. Сегодня российские вузы готовят кадры по 546 специальностям, из которых с естественно-научным и технически «уклоном» менее 380.
По Федеральному закону № 232 все вузы России с 2012 года должны
перейти по всем основным направлениям и специальностям на подготовку бакалавров и магистров. В поступившем ровно год назад вузам, основным работодателям проекте постановления Правительства РФ с перечнем направлений и специальностей кадров высшей квалификации, сохранение моноуровневой (классической) схемы подготовки инженерных кадров предполагается менее чем для 30(!) специальностей. И уже объявлено о резком сокращении профильных (по подготовке определенного круга специалистов) вузов (в основном государственных) за счет их слияния. В самой идее укрупнения самих вузов ничего плохого нет – крупные вузы способны решать более крупные задачи. Но создание Сибирского, Южного, Дальневосточных федеральных университетов на базе слияния не просто разных, но и «разношерстных» вузов показывает, что простое механическое объединение, как материальной базы, так и их бюджетов ничего не дает. Зато изменение структуры, миссии «соединенных» вузов с перетасовками кадров неизбежно влечет массу внутренних конфликтов, что, разумеется, влияет на подготовку специалистов не в лучшую сторону.
Гораздо поучительнее и эффективнее примеры, когда мудрые, энергичные ректоры без всяких объединений реорганизуют учебный процесс, поднимают статус преподавателя, умеют привлечь крупный бизнес к софинансированию профессионального образования и тем выводят вузы на мировые позиции. Вот такие ректоры и должны стоять во главе Министерства образования и науки, а не отставные «завлабы»…
Александр ТИМОНИН,
доктор технических наук,
профессор.
г.Томск. («Завтра»)
Как уже сообщалось в «Слове Правды» (см. «Вузы всех регионов, соединяйтесь» в номере за 2 марта) Федеральное агентство по образованию (Рособразование) подготовило проект Программы развития сети вузов с сокращением в ближайшие два года подведомственных Рособразованию университетов и академий с 344 до 230. Приводим «фрагмент» Программы, касающийся реорганизации вузов в Ивановской области, по которой к 2012 году в регионе из нынешних 6 вузов системы Рособразования останутся (в скобках под названием вуза – количество – по состоянию на 1 сентября 2009 г. – студентов очного и заочного обучения):
Ивановский государственный университет
Ивановский университет Шуйский педуниверситет
(ИвГУ) (ШГПУ)
(8.000, 4.500) (5.600, 1.700)
Ивановский государственный технический университет
Ивановский энергетический Ивановская архитектурно-
университет строительная академия
(7.300, 4.200) (5.400, 2.500)
Ивановская государственная текстильная академия
Ивановская текстильная Ивановский химико-техно-
академия логический университет
(8.500, 3.600) (5.600, 3.500)
Р.S. Ивановская государственная медицинская академия и Ивановская государственная сельскохозяйственная академия не входят в систему Рособразования и подведомственны соответственно Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству сельского хозяйства РФ. |