Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Сайт ЦК КПРФ
Сайт Кинешемского ГК КПРФ
Сайт С.Петербургского ГК КПРФ
Сайт Пермского ОК КПРФ
Сайт Кемеровского ОК КПРФ
Сайт Краснодарского КК КПРФ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Газета № 19 (629)     26 мая 2009 года


ЕСТЬ ЛИ У ПАТРИАРХА… «МОБИЛЬНИК»?

В Хабаровске по заявлению учащихся Индустриально-экономического колледжа преподавателю философии Владиславу Радченко в рамках возбужденного уголовно дела предъявлено обвинение по ст.136 части 2 УК РФ – за нарушение конституционных прав граждан в части их религиозной принадлежности, совершенное с использованием служебного положения.

Поводом к заявлению учащихся послужило предупреждение В.Радченко «религиозным» (верующим) учащимся, что они не смогут получить зачет, положительную оценку на экзамене по его предмету, поскольку верующие люди не могут познать философии, а потому и оценки выносить не за что.

Вадим Мухачев, доктор философских наук: - С разрушением социалистического СССР и тотальным отрицанием советской идеологии «диким капитализмом», обернувшимися моральным разложением общества утвердившийся во власти режим увидел идеологического союзника в религиозном сознании и его проводнике – церкви. В сравнении с прежним, советским периодом, когда влияние церкви и религии было сведено до минимума, такой шаг выглядел не только естественным, но и приносил режиму политические дивиденды. Но при этом словно забыли об атеизме и атеистах, которые никуда не исчезли.

В мировой истории общественного сознания атеизм – реакция просвещенного ума на теизм – всякое богословское учение, которое отказывая разуму человека в способности познать и освоить окружающий его мир, отсылает человека к Богу, Творцу. В средневековую эпоху Просвещения это привело к тому, что при господстве религиозного мировоззрения все-таки был признан светский характер государства и отделением его от церкви. И сегодня всякая попытка отделенной Церкви от государства усилить, используя институты светского государства, усилить свое влияние на общество неизбежно встречает естественное сопротивление атеистически мыслящей части граждан.

В 2008 году итальянские студенты-атеисты на инициативы уже нынешнего главы Ватикана по усилению влияния религиозного сознания в университетах ответили крупными и мощными маршами протеста. Не менее показательна история, когда английская журналистка Эриан Шерин, возмущенная показом в автобусе религиозного сайта с надписью, что неверующие будут «гореть в аду», объявила сбор средств на ответную кампанию по пропаганде атеизма, за «светское государство, светскую школу и светское правительство» и тем вызвала широкий отклик сторонников атеизма.

Все полтора десятка лет постсоветской истории при активном содействии политиков, чиновников авторитет религиозных учений и церквей в России растет и продолжает расти, чему атеистически мыслящая, профессионально занятая в науке и образовании часть общества сопротивляется, как может. Без какой-либо поддержки государства, только благодаря инициативам отдельных граждан появились и выходят атеистические издания вроде журналов «Здравый смысл», «Скепсис»… Сформировалось и растет сообщество отечественных атеистов в Интернете.

Летом 2007 года 10 российских академиков, включая двух нобелевских лауреатов, обратились к президенту РФ с письмом против инициатив Церкви по введению в школьную программу, как обязательного предмета, курса «основ православной культуры» и включение теологии в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Формально государство уклонилось от прямого ответа. Но и никто из государственных мужей фактически не разделил обеспокоенности авторов «академического письма» запланированным вторжением церкви вторжением в сферу образования и науки светского государства. Наоборот, ряд депутатов Госдумы, Общественной палаты (от «Единой России» - прим. «СП») академиков – достойных и бескорыстных людей – публично… осудили.

Формально академики отчасти были неправы, обращаясь непосредственно к президенту страны, который, как гарант прав всех граждан, не мог взять на себя единолично решение спора между Церковью и той областью, за которую со стороны государства отвечает в первую очередь Министерство образования и науки. Но ведь обращение академиков, очевидно, было продиктовано убеждением, что президент, именно как гарант Конституции, обязан охранять светский характер государства, а с ним и право граждан на атеистическое мировоззрение не никак меньше, чем право на религиозные взгляды убеждения.

Точно так же и преподаватель В.Радченко с одной стороны не прав (нельзя преподавателю под страхом не сдачи зачета или экзамена требовать от учащихся отказа от их религиозных убеждений и перехода на позиции атеизма). Но прав в другом – без атеизма нет материализма. А без материалистического мировоззрения нет (и не может быть) никакой науки в современном значении этого слова, предельно точного знания о действительности. И только знание, исходящее из опыта людей и им же, опытом, проверяемое, обеспечивает (в отличие от других форм сознания и познания – морали, религии и даже философии) единство слова и практики, то, что называется научно-техническим прогрессом.

Не Бог, а наука помогает человеку освобождать и добывать из природы энергию, строить тепловые, электрические, атомные станции, осваивать космос и т.п. Не Бог, а наука дала человеку современные – от автомобилей до реактивных самолетов – средства передвижения. Не Бог, а наука дала еще 20 лет назад никому не известные ранее нынешние – от мобильных телефонов до Интернета – средства связи и прочие достижения науки, которыми, между прочим, охотно и постоянно пользуются и те же священнослужители. Наука же, повторим, нуждается как в материалистическом мировоззрении, так и в защите от религиозного, антинаучного сознания со стороны государства. Если, конечно, государство не на словах, а на деле печется о развитии передовых технологий и прочего обеспечивающего конкурентоспособность страны в мире. История с В.Радченко доказывает и очевидное другое: верующая молодежь, как и их родители, должны знать и понимать, что в современном мире государственное образование не может не быть светским. И что светское образование дает учащимся, студентам научное (и только научное) знание, изначально питающееся материалистическим мировоззрением и насквозь им пропитанное. Дальнейшее же для любого гражданина - дело его совести и свободы выбора.