Главная страница Гостевая книга Фотоальбом  



Друзья сайта

Сайт ЦК КПРФ
Сайт Кинешемского ГК КПРФ
Сайт С.Петербургского ГК КПРФ
Сайт Пермского ОК КПРФ
Сайт Кемеровского ОК КПРФ
Сайт Краснодарского КК КПРФ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Выпуск № 3 (4)             декабрь 2008 года

Издается с 1947 года (с перерывом). До января 1989 года выпускался под названием "Блокнот агитатора"


Вернуться в каталог >>>

К 86-ой Годовщине образования СССР 

Как создавался Советский Союз

86 лет назад, 30 декабря 1922 года, I съезд Советов ССР принял решение об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Создание Союза проходило в высшей степени демократично и в чрезвычайно ответственно со стороны участников объединительного процесса.

Образование СССР не было случайным событием. Оно выступало как закономерное продолжение дела Великого Октября.

Одержав победу в Октябрьской революции, большевики сразу же стали претворять в жизнь свои взгляды по национальному вопросу, обеспечивая равноправие всех наций и народностей и право народов, населявших Российскую империю, самостоятельно решать свою судьбу вплоть до образования своего государства.

Вместе с тем большевики убеждали трудящихся различных национальностей в том, что их будущее в значительной степени зависит от того, будут ли они совместно жить в едином большом и сильном государстве или образуют свои карликовые мононациональные государства, зависимые от более сильных государств.

До 1917 года Ленин и большевики в соответствии с марксистской теорией были противниками федерации, полагая, что в централизованном унитарном государстве быстрее должен пойти процесс интернационального сплочения трудящихся различных наций. Вместе с тем Владимир Ильич постоянно подчеркивал необходимость создания максимально демократических отношений между народами, населяющими страну, и отстаивая идею автономии отдельных частей Российского государства, отличавшихся значительным своеобразием.

Однако после Февральской революции началось дробление страны, продолжившееся и после победы Октября. Инициатором его стала местная буржуазия, стремившаяся вырваться из-под влияния революционного Петрограда. В распаде России была заинтересована и зарубежная буржуазия. В результате в условиях политического и экономического хаоса на российской территории возникло около 25 самостоятельных государственных образований.

Уже в 1917 году стало очевидным, что ситуация, складывающаяся в России не позволит создать многонациональное пролетарское унитарное государство. Поэтому начиная с Апрельской (1917 года) конференции РСДРП(б) большевики стали все больше уделять внимания возможности образования на территории страны добровольного союза свободных республик.

В течение первых пяти лет существования Советской власти В.И. Лениным была проделана огромная теоретическая работа по изучению различных форм федеративного устройства единого многонационального государства рабочих и крестьян, постоянно подчеркивая, что такое устройство носит временный характер и является одной из переходных форм на пути к полному единству государств, организованных по советскому типу. Этот взгляд нашел отражение и в Программе партии, принятой VIII съездом РКП(б) 22 марта 1919 года.

Одновременно Ленин и большевики стремились использовать экономические, политические, идеологические и военные средства для восстановления территориальной целостности российского государства. Даже такой противник Советской власти, как генерал А.И. Деникин, в своих мемуарах высоко оценил усилия большевиков по «собиранию российских земель».

Сложность заключалась в том, что разные народы, населявшие бывшую Российскую империю, находились на весьма различных уровнях социально-экономического и культурного развития. Поэтому поиск форм национально- государственного строительства проходил в обстановке острых дискуссий, столкновения различных мнений.

Большая группа партийных работников сохранила дореволюционные взгляды на образование многонационального государства, полагая, что такое государство должно быть основано на широкой территориальной автономии с учетом национальных особенностей, но в рамках унитарного российского государства. Это нашло выражение в создании Татаро-Башкирской республики, объединении народов Северного Кавказа в Горскую республику, в проекте образования Литовско-Белорусской республики. Сторонники автономизации решительно выступали против суверенности Украины и других республик.

Другая группа партийных деятелей выступала за формирование в рамках РСФСР национально-государственных образований на уровне автономий и одновременно за создание союза самостоятельных независимых государств на договорных началах. Такой путь подсказывали им условия гражданской войны.

К лету 1919 года завершилось оформление военно-политического союза советских республик, в основе которого лежали двусторонние договора о взаимопомощи в борьбе с белогвардейцами и интервентами.

Параллельно с укреплением военного сотрудничества шло и развитие экономических взаимоотношений. Несмотря на то, что Советская Россия сама во всем нуждалась, ее правительство не отказывало в материальной помощи другим молодым советским республикам.

Между тем, объединительное движение набирало темпы. Еще летом 1919 года российским ЦИКом была образована комиссия по вопросу о конкретных формах объединения РСФСР и других республик. Уже тогда она пришла к выводу, что постоянное объединение возможно только на началах федеративного устройства.

Этот вывод вызвал резкие возражения со стороны Сталина, который считал, что существенных различий между украинским и башкирским типом федеративной связи нет, и что РСФСР – наилучшая форма государственного союза.

Ему возражали другие партработники, в частности А.И. Микоян, и вопрос остался открытым.

В период с 1920 по 1922 год на территории бывшей Российской империи существовало шесть советских республик: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия, две народные республики: Бухарская и Хорезмская и Дальневосточная республика, вошедшая в ноябре 1922 года в состав РСФСР. Они и де-факто, и де-юре были самостоятельными, суверенными государствами. Взаимоотношения между ними строились на основе договоров друг с другом как экономического, так и государственно-правового характера, базировавшихся на принципах полной независимости и равноправия.

В дальнейшем договорные связи были дополнены дипломатическим союзом 22 февраля 1922 года Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бухара, Грузия, Украина, Хорезм и Дальневосточная республика уполномочили правительство РСФСР представлять и защищать их интересы на Генуэзской конференции по проблемам послевоенного экономического сотрудничества. Но уже к началу 1922 года стало очевидно, что договорная форма союза стала себя изживать и уже не отвечала потребности дальнейшего развития советских республик. Необходим был более прочный государственный союз, основанный на многовековых культурных и экономических связях народов, населявших Россию, на общей социально-экономической базе и политической власти трудящихся в форме Советов, на совместной обороне от угрозы со стороны империалистических государств. Ядром такого союза могли стать советские республики Белоруссия, Россия и Украина, уже имевшие более, чем четырехлетний опыт совместной борьбы с силами мирового капитала. А его генеральным конструктором стал И.В. Сталин.

Уже в январе 1922 года Политбюро ЦК и В.И. Ленин одобрили предложение Сталина о подготовке и осуществлении объединения всех советских республик на основе их автономизации в составе РСФСР. Однако 12 марта того же года три закавказские республики: Азербайджан, Армения и Грузия объединились в федерацию, образовав Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР). Это поставило под вопрос возможность ее вхождения в состав РСФСР на правах автономии. Тем не менее в руководстве большевистской партии продолжала осуждаться идея объединения советских республик путем их автономного вхождения в состав РСФСР.

Между тем, к августу 1922 года во взаимоотношениях между РСФСР и Украины накопилось немало проблем, рассмотрением которых вынуждено было заняться Политбюро ЦК РКП(б). Оно пришло к выводу о необходимости рассмотрения вопроса о взаимоотношениях РСФСР со всеми советскими республиками на Пленуме ЦК. Для подготовки этого вопроса Политбюро поручило Оргбюро ЦК образовать под руководством Сталина Комиссию по совершенствованию взаимоотношений между РСФСР и другими республиками. В комиссию вошли Куйбышев, Орджоникидзе, Сокольников, Раковский, а также представители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Украины, Дальневосточной республики, Бухарской республики и Хивы.

Готовясь к Пленуму, И.В. Сталин разработал свой план автономизации республик через их вхождение в состав РСФСР, одобренный Комиссией ЦК. План был разослан в ЦК республиканских компартий. Ожидалось, что он будет одобрен. Однако план Сталина поддержали лишь ЦК компартий Азербайджана и Армении. Особенно резко против него выступили украинские коммунисты, обратившись за поддержкой к Ленину.

26 сентября Ленин почти три часа беседовал со Сталиным, предложив создать федерацию советских республик, в основе которой должны лежать принципы независимости, самостоятельности, равноправия, демократического централизма и добровольности. В отличие от буржуазной федерации, создаваемой в независимом виде на все времена, советская федерация создавалась на основе договоренности входящих в нее субъектов (регионов), имевших право свободного выхода из нее.

В последствии оказалось, что это - «ахиллесова пята» Советского Союза.

Сталин согласился с доводами Ленина, но в процессе подготовки документов к образованию СССР предпринял шаги, направленные на эволюцию союзного государства в унитарное. Этому в частности служило уточнение, что СССР является одним союзным государством и не только союзом республик, но и союзом народов, их населяющих. Опираясь на это уточнение и используя объективно сложившиеся условия существования СССР, Сталин в 30-40-е годы фактически превратил его в унитарное государство.

6 октября 1922 года Пленум ЦК РКП(б) рассмотрел доклад Комиссии по совершенствованию взаимоотношений советских республик и принял резолюцию, предложенную Сталиным, Молотовым, Мясниковым и Орджоникидзе о заключении договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза. Пленум четко определил структуру законодательной и исполнительной власти в образуемом союзном государстве.

Ленинскую идею образования СССР поддержали все советские республики. Образование многонационального равноправного союзного государства отвечало характеру социалистической революции, одной из движущих сил которой была идея национальной государственности. Оно могло стать примером для национально – освободительного движения в других странах.

Решения об объединении принимались на съездах Советов республик. 13 декабря 1922 года состоялось решение I Закавказского съезда Советов, и в тот же день декларацию о создании СССР принял VII Всеукраинский съезд Советов. 18 декабря – IV Всебелорусский съезд Советов принял решение об образовании Союза ССР, а 27 декабря последним, чтобы не оказывать давления на других, такое же решение принял X Всероссийской съезд Советов.

Вечером 18 декабря Пленум ЦК РКП(б) заслушав проект текста договора с союзными советскими республиками, определил повестку дня Союзного съезда Советов, положив в основу его работы постановление Пленума ЦК от 6 октября 1922 года. Пленум также предложил после принятия текста договора передать его на одобрение в органы законодательной власти объединившихся республик и после этого одобрения и утверждения союзным Центральным Исполнительным Комитетом немедленно ввести его в действие. Окончательное утверждение текста договора осуществить на втором съезде Советов СССР. Выборы же союзного Совнаркома и организацию наркоматов Пленум ЦК предложил провести в апреле 1923 года на очередной сессии союзного ЦИК.

Для подготовки съезда и организации его работы Пленум ЦК назначил комиссию в составе Фрунзе, Каменева, Сталина, Рыкова, Орджоникидзе, Калинина, Сапронова, Сокольникова и Петровского.

В апреле 1923 года на XII съезде РКП(б) развернулась бурная дискуссия по поводу основ Союзного договора, принятого Первым съездом Советов СССР.

Поводом для нее стало замечание В.И. Ленина, высказанное им в письме «К вопросу о национальностях или об автономизации», известном, как и другие последние ленинские записки только в записи секретарей. В связи с тем, что Ленин их не подписывал, и они не учтены в «Книге регистрации писем, записок и поручений В.И. Ленина», ряд современных исследователей подвергает сомнению авторство Владимира Ильича в их написании.

Но в 1923 году никаких сомнений в принадлежности авторства этих записок Ленину не было. Поэтому, когда с содержанием письма об «автономизации» были ознакомлены делегаты XII съезда РКП(б), часть их выступила с критикой Договора о Союзе ССР. Особую активность в этом отношении проявили делегаты от партийных организаций Грузии, Средней Азии и Украины. Г. Мдивани, например, заявил, что всесоюзная республика была образована искусственно, и предложил взять за основу разработанный им вариант организации СССР, смысл которого заключался в замене советской федерации конфедерацией независимых республик. Проект Мдивани не был поддержан съездом, но многие делегаты, полемизируя со Сталиным по поводу возможности некоторого ограничения независимости союзных республик, полагали, что основным элементом независимости этих республик должно было стать четкое разграничение сфер ведения общесоюзной и республиканской власти, обеспечивающее возможность самостоятельного управления экономическим и культурным развитием республик при эффективном недопущении диктата центральных ведомств.

Отстаивая свою точку зрения, Сталин говорил, что некоторое ограничение независимости объединившихся в Союз республик необходимо для организации сопротивления давлению со стороны империалистического окружения и лучшего использования в интересах объединения народов в единое государство имеющегося разделения труда между этими народами. По мнению Сталина, это способствовало бы укреплению власти трудящихся, а некоторое ограничение независимости республик вполне компенсировалось правом каждой республики на выход из Союза, которое дополнялось правом свободного развития национального языка, национальной школы, национальной культуры, а со временем обеспечением не только культурного, но и экономического и фактического равенства.

История подтвердила справедливость сталинских предложений, а образование Советского Союза стало событием огромной исторической важности как для нашей страны, так и в мировом масштабе. Его всемерно-историческое значение заключалось в том, что

- воссоздано тысячелетнее российское государство, обеспечивающее безопасность населяющих его народов;

- образовано многонациональное государство на новой социальной основе, на принципах суверенности, равноправия и добровольности;

- значительно возросли возможности экономического и культурного развития каждого народа, каждой республики в результате объединения их усилий в едином государстве;

- угнетенные народы и трудящиеся всего мира получили в лице СССР защитника своих интересов на международной арене.

Г.В. Иванов