Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Академик В.И.Кашин: Время требует перемен

2008-09-11 10:02
В.И.Кашин,
депутат Государственной Думы,
зам.Председателя ЦК КПРФ,
академик РАСХН

Современное положение в экономике России не оставляет никого равнодушным. За годы «реформ» наша страна превратилась в территорию сплошного национального бедствия. Обеспечив свободу пред­принима­тель­ству и создание условий для индивидуального обогащения, реформы не привели к росту экономики и решению социальных проблем. Идя навстречу пожеланиям своих западных покровителей и советчиков, режим стремительно превращает Россию в поставщика природных ресурсов. Доля продукции обрабатывающей промышленности в российском экспорте составляет около 7% (критический уровень - 40%); доля высокотехнологичной продукции в экспорте – около 1% (критический показатель - 10-15%). Из России вывозится более 90% производимого алюминия, меди, олова, 2/3 цинка, более 50% нефти и газа. Это уже закрепило колониально-сырьевую ориентации экономики нашей страны и безнадежное технологическое ее отставание. Обладая уникальными богатствами (50% мировых запасов черноземов, 52% - хвойных лесов, 32% - пресной воды, существенными запасами нефти, газа и других ископаемых), мы потеряли одно из ведущих мест в ранге мировых супердержав. По индексу развития человеческого потенциала наша страна занимает лишь 60-70 места в мире, по продолжительности жизни – 157 место; даже по образованию Россия опустилась на 30-ю позицию. Отрасли, где воспроизводится человеческий капитал и генерируется интеллектуальный потенциал страны, явно не соответствует вызовам времени. В этих обстоятельствах, углубляемых демографическим кризисом и ухудшением среды обитания человека, необходима внятная политика в отношении всей социальной сферы в целом, а в особенности – в тех гуманитарных секторах экономики, которые определяют условия жизни людей.

Кашин Владимир Иванович

заместитель Председателя Президиума ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ).

На наш взгляд, единственный курс в экономической политике, способный объединить и хозяйственные, и другие национальные интересы, в основных чертах заключается в том, чтобы зафиксировать потребности страны, определить цели, сформулировать задачи и выполнять их, соблюдая собственные интересы. Чтобы достичь успеха, нужно честно и непредвзято опре­делить состояние наших важнейших социально-эко­но­мических сфер, найти наиболее перспективные направления, позволяющие России выйти на передовые позиции в мире, и одновременно осуществить меры, дающие верный и быст­рый доход на период освоения инноваций, сопоставить их с имеющимися финансовыми и иными ресурсами, бросить все силы государства на достижение поставленных целей. В таком системном подходе должно быть много места творчеству, националь­ной дисциплине, здравому смыслу.

К сожалению последние 8 лет высшее руководство страны занималось глобальным переустройством страны, но не в плане социально-экономи­че­ского развития, а в плане политического устройства, удовлетворяющего потребностям партии «Единая Россия» для закрепления во власти. По существу был упразднен Совет Федерации, как независимый орган. Введен семипроцентный барьер для прохождения в Думу, отменены выборы по одномандатным округам. Многие федеральные полномочия были сброшены в регионы. Местное самоуправление практически отделили от государства. Начали продавать землю, воду и леса. Упразднили льготы. Банкротство стало осуществляться в автоматическом режиме. Приватизация - по упрощенной схеме. Продолжалось разоружение Армии. Политическая арена страны украсилась законами об «экстремизме» и «терроризме».

На фоне нищеты большинства населения, «лишних» денег в стране, законсервированных в золотовалютных резервах и в Стабилизационном фонде, на 1 августа 2008 года насчитывается почти 1 триллион долларов. На начало 2008 года 100 самых богатых россиян имели состояние равное 520 млрд. долларов, что составляет около 49 % ВВП страны. Дифференциация доходов населения по крайним децильным группам составляет по официальным данным 15-25 раз, а по неофициальным – 100 раз. Критическим для безопасности государства разрыв в доходах составляет 7-8 раз. По данным официальной статистики реальные доходы населения выросли в 2 раза. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась с 29% в 2000 году до 16 % в 2007 году. Однако цены за это время выросли в 2,7 раза, потребительская корзина осталась почти неизменной, а прожиточный минимум занижен в 2 раза, следовательно, говорить о повышении жизненного уровня нет оснований. В 2005 году отношение средней зарплаты к реальной стоимости потребительского набора составляло 4,8; в 2007 г. – 4,65. Наглядное подтверждение этому потребление основных продуктов питания в России. По существу население перешло на хлеб и картофель.

потребление основных продуктов питания на душу населения (кг)

Наименование

продуктов

питания

Рацио­наль­ная норма по требления

1990

1995

2000

2004

2005

2006

2007

Мясо и мясопро­дукты (в пересчете на мясо)

81

75

55

45

53

55

57

56,5

Молоко и молоко-про­дукты (в пересче­те на молоко)

392

386

253

216

233

235

237

238

Яйца (шт.)

292

297

214

229

242

250

257

259

Рыба и рыбопродук­ты

25

20

9

10,4

11,0

11,6

12,0

12,1

Масло растительное

16

10,2

7,4

10.0

12,0

12,0

13,0

13,1

Сахар и кондитер­ские изделия

41

47

32

35

37

38

39

39

Картофель

118

106

124

118

128

133

137

138

Овощи и бахчевые культуры

139

89

76

86

99

103

106

106

Фрукты и ягоды

35

29

34

43

45

47

47

Хлеб и хлебопро­дукты

110

119

124

118

119

121

122

123

Пенсионная реформа зашла в тупик. Общество стареет. Соотношение работающего населения к пенсионерам ухудшается. В результате пенсионный фонд становится все более дефицитным. Субсидия на покрытие дефицита бюджета ПФР в 2007 году составила 88 млрд. рублей, в 2009 г. она вырастет до 1655 млрд., а к 2015 году может увеличиться до 3 трлн. рублей. Пенсии ничтожно малы и в среднем составляют 4000 рублей. Соотношение средней пенсии к средней зарплате снизилось с 33% в 2000 г. до 24% в 2007 г. В то время как в европейских странах это соотношение составляет не менее 40%.

«Доступное жилье» стало недоступным. Если летом 2005 года стоимость квартиры 54 кв.м. была равна доходу средней семьи из 3-х человек за 4,3 года, то сейчас уже – 5,3 года. Средняя цена 1 кв. метра за 3 года выросла в 2 раза. Основные причины роста цен это спекуляция земельными участками, коррупция, спекуляция жильем и рост цен на строительные материалы (цена на цемент росла по 35% в год, а в 2007 г. – на 62%) и энергоносители. В 1990 году в России было построено 61 млн. кв. м. жилья. Спустя 16 лет со всеми приписками построили 50,6 млн. из них – 20,6 млн. кв. м. это коттеджи, а 30 млн. - для всех остальных. Жилищная проблема остра, как никогда. В стране 3 млрд. кв. м. жилья. Из них ветхого – 93 млн. кв. м. аварийного - 11 млн. кв. м.

Положение в ЖКХ медленно, но неуклонно движется к чрезвычайному. Те, от кого зависит принятие решений в этой сфере, заигрались в опасные игры. Они мечтают о привлечении в ЖКХ множества конкурирующих частных собственников, горящих желанием управлять, финансировать и ремонтировать. Однако жильцы, в массе своей, боятся новоявленных частных управляющих компаний. Эти компании маломощны и не в состоянии справляться с необходимым объёмом работ. В этих компаниях много нечестных и некомпетентных людей, которые норовят лишь выкачать деньги из жильцов. Не состоялись ни модернизация изношенного коммунального хозяйства, ни повышение качества услуг. За последние 7 лет тарифы на коммунальные услуги выросли в 9,5 раза. Гражданам передали многоквартирные дома в собственность без ремонта. Обещанные президентом средства на ремонт даются под условие вступления в ТСЖ. Это антиконституционное принуждение увеличивает расходы на содержание жилья более чем в 2 раза.

Чтобы создать иллюзию эффективности реформ в последние годы правительство приступило к реализации так называемых национальных проектов. Однако нацпроекты решают узкие вопросы отдельных отраслей, но не реформируют отрасль в целом. Это всего лишь жалкие подачки.

Строительство отдельных объектов здравоохранения не повысило качество медицинских услуг. По данным Левада-центра, 72% россиян считают, что качество медицинских услуг ухудшилось. Заболеваемость населения возросла. Около 330 тысяч человек в год умирают от инфекционных и онкологических заболеваний. До 100 тыс. человек - от заболеваний органов пищеварения. За последние 8 лет закрыто 3,2 тыс. больниц, 2,5 тыс. поликлиник. Система льготного лекарственного обеспечения породила рост цен на льготные лекарства и не оправдала себя. Страна вымирает. Если с 1990 по 2000 г. население страны сократилось на 2 млн. человек, то с 2000 по 2006 г. – на 3,5 млн. Пьянство, курение стало национальным бедствием страны. Если в 2000 году продажа алкоголя составляла 8 литров на человека в год, то 2007 году – почти 10 литров чистого спирта. Продажа сигарет выросла с 355 млрд. шт. в 2000 г. до 400 млрд. в 2007 году. В 1990-х годах было 200 млрд. штук. Сегодня курильщиками являются 65% мужчин и 30% женщин. Зато значительно сократилось производство лекарственных препаратов. Спекулятивные цены на них делают их недоступными для большинства граждан.

В области народного образования преобразования не дали положительных результатов. Единый государственный экзамен не повысил качество знаний выпускников, но породил широкомасштабную коррупцию и ограничил число поступающих в ВУЗы, особенно на бесплатное обучение. В сфере высшего образования средний размер взятки за поступление в ВУЗ составляет 5-10 тыс. дол. Деление высшей школы на бакалавриат и магистратуру понизило статус высшего образования и лишило страну полноценных кадров. Практически развалена система среднего специального образования. Кроме того, так и не создана система взаимосвязи выпуска специалистов с рынком труда. Выпускник – безработный стало нормой жизни. В сфере начального и среднего образования полный развал. Закрыто 7,8 тыс. школ. Сегодня в России на 17 тыс. общеобразовательных учреждений меньше, чем в царской России. Программа «школьный автобус» не срабатывает из-за того, что автобусы в школы даются без средств на содержание и бензин. Финансирование школ из трех источников порождает полную безответственность за учебный процесс. Не хватает детских садов. Власть ничего не делает, чтобы вернуть незаконно приватизированные детские учреждения детям. Зато наращиваются темпы коррупции за устройство детей в детский сад.

В сфере реальной экономики дела обстоят не лучше. За последние 7 лет цена на нефть выросла в несколько раз. Если при Ельцине ее цена была 16 долл. 70 центов за баррель, то средняя цена последних 7 лет составила 40 долл. за баррель и к концу периода достигла более 100 долларов. При такой подпитке экономика должна была расти темпами минимум 12-15% в год вместо реальных 6-7%. Однако деньги ушли за границу, а экономика продолжала деградировать.

Темпы экономического роста в России самые низкие в СНГ и за последние 7 лет Россия откатилась со 2 места в СНГ на 8. Причиной тому недостаток инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики. Темпы роста инвестиций в последние годы составляли 12%, в то время как, к примеру, в Китае – более 26%. Практически экономика не развивалась. Все инвестиции направлялись не на создание новых активов, а на скупку акций действующих компаний. В результате этих спекуляций галопирующее росли цены на недвижимость, но не производство. Например, капитализация «Газпрома» за 7 лет выросла с 10 млрд. долларов до 350 млрд., и при этом добыча газа не увеличивалась, а долги корпорации увеличились втрое.

Важнейшая отрасль - машиностроение по численности работающих сократилась в 8 раз. Это далеко не означает, что прыгнула производительность труда, нет, она упала вместе с объемами производства. Сегодня уровень 1990 года достигнут только в производстве вагонов, легковых автомобилей (благодаря отверточной технологии), автобусов и телевизоров. Вся остальная продукция в катастрофическом снижении. Объем выпуска машин и оборудования составляет 47 %, а транспортных средств и оборудования – 55 % от уровня 1990 года. В 2006 году страна изготовила 32 самолета и 95 вертолетов на мощностях, которые в конце 80-х годов позволяли ежегодно выпускать 500 самолетов и 300 вертолетов. Если в течение последних 15 советских лет доля машин и оборудования в общем объеме экспорта составляла 20%, то сегодня она не превышает 6-8 % с явной тенденцией к снижению.

машиностроение

Показатели

1990

1995

2000

2004

2007

Численность работающих, тыс. чел.

8367

4863

3780

1387

1145

Производство:

турбин, млн. кВт.

12,5

5,1

2,1

5,0

4,8

электромашины, тыс.шт.

21,2

4,6

4,1

4.0

4.7

электродвигатели, тыс.шт.

2000

450

598

805

962

металлорежущие станки,

74,2

18,0

8,9

5,4

5,1

Генераторы перемен, тока, тыс.шт.

3875

1241

1527

2108

2432

вагоны грузовые, тыс.шт.

25,1

7,1

4.0

35,3

34,1

вагоны пассажирские, тыс.шт.

1225

489

802

1211

1692

грузовые автомобили, тыс.шт.

665

142

184

200

285

легковые автомобили, тыс.шт.

1103

835

969

1110

1190

троллейбусы, шт.

2308

340

498

369

640

автобусы, тыс.шт.

51,9

39,8

54,0

75,7

94,6

кузнечно-прессовые машины, тыс.шт.

27,3

2,2

1,2

1,7

2,1

тракторы на гусеничном ходу, тыс. шт.

121

10,4

12,4

5,0

5,8

комбайны зерноуборочные, тыс.шт.

65,7

6,2

5,2

8,1

6,3

Телевизоры, тыс.шт.

4717

1005

1116

4691

4652

холодильники, тыс.шт.

3615

1531

1151

2370

2920

швейные машины, тыс.шт.

1754

99,7

31,8

10,9

1,7

велосипеды, тыс.шт.

3671

563

639

341

1063

Богатейшая топливная отрасль , в результате капиталистических реформ, за 17 лет не только не вышла на передовые рубежи, наоборот объемы производства сократились на 6 %, численность выросла на 8,5%, производительность труда упала на 7 %. Цена бензина выросла с 4 копеек в советское время до 26 рублей сегодня. Только в первом полугодии текущего года цены на бензин поднялись на 17 %.

Не лучше обстоят дела и в других отраслях промышленности. Легкая промышленность в полной деградации. Численность работающих и объемы производства в этой отрасли сократились втрое. 800 тысяч женщин, работавших в этой отрасли, выброшены на улицу. Импорт завалил торговлю своей продукцией, а отечественные специалисты не находят себе применения.

легкая промышленность

Показатели

1990

1995

2000

2004

2007

Численность работающих, тыс. чел.

1267

973

783

556

423

Производство:

ткани всех видов, млн. м. кв.

8449

1774

2329

2690

2911

трикотажные изделия, млн. шт.

770

108

121

122

111

пальто и плащи, млн. шт.

28,1

2,7

2,3

1,8

1,0

костюмы, млн. шт.

28,0

5.4

4,6

5,8

7.9

куртки, млн. шт.

33,9

7,3

5,7

7,2

8,9

платья, млн. шт.

136

10,7

8,5

3,9

3,0

сорочки верхние, млн. шт.

115

13,6

5,2

4,9

3,3

обувь, млн. пар

385

51,6

32,9

46,4

64,8

в том числе для детей, млн. пар

171

15,0

7,8

11,6

15,2

Сельскохозяйственный сектор экономики продолжает находиться в системном кризисе. Сегодня в сельском хозяйстве производится всего лишь 4,4% валового внутреннего продукта России. Валовое производство сельскохозяйственной продукции за годы реформ уменьшилось наполовину. По сравнению с 1990 годом производство мяса и молока уменьшилось почти в три раза. Поголовье крупного рогатого скота за годы реформ упало в четыре раза. Страна вынуждена закупать за рубежом около 46% продуктов питания. По сути, потеряна продовольственная безопасность России.

состояние хозяйств и результаты деятельности

Показатели

1990

1995

2000

2004

2007

Число с/х организаций, тыс.

25,8

26,9

27,6

20,7

15,4

Среднегодовая численность работ­ников, млн.чел

8,3

6,7

4,7

2,9

2,0

Число убыточных с/х организаций, % от общего числа

3

57

51

35

32

Поголовье скота, млн. голов:

крупного рогатого

в том числе коров

свиней

овец и коз

46,3

14,9

27,1

41,9

26,3

10,0

12,9

13,1

16,4

6,4

8,2

4,5

12,1

4,6

6,8

4,2

10,1

4,1

9,1

3,9

Производство продуктов сельского хозяйства млн. т:

зерна(после доработки)

сахарной свеклы

картофеля

овощей

скота и птицы на убой

молока

яиц, млрд. шт.

117

32,1

10,1

7,1

7,0

41,7

36,6

55,5

16,9

3,3

2,7

2,1

21,6

23,0

55,7

12,7

1,9

2,3

1,7

15,2

24,1

56,6

17,8

1,8

1,8

2,2

14,3

26,1

81,3

23,8

2,6

1,9

2,6

14,0

28,8

Идет массированное выбытие основных фондов, истощение земли, деградация активной части основных фондов - машинно-тракторного парка. Нагрузка пашни на один трактор взросла более чем в два раза. Нагрузка посевов на один комбайн выросла в 2 – 3 раза.

По данным Российской Академии сельскохозяйственных наук за годы реформ площадь пашни уменьшилась на 24 млн. га, из севооборота выведено свыше 35 млн. га. посевных площадей. Общее положение на селе не оставляет сомнений, в том, что сельское хозяйство катится по наклонной плоскости.

Казалось бы, такое положение в экономике и социальной сфере должно было давно озаботить власть, бросить все силы на возрождение страны, и, прежде всего, финансовые ресурсы. Тем более, что благоприятная конъюнктура на внешнем рынке энергоресурсов пролилась на нее золотым дождем нефтедолларов.

К сожалению, правительство с удивительной настойчивостью продолжает все тот же порочный курс, который навязан стране прорвавшимся к власти «либералами» и который неизбежно приведет нашу страну к катастрофе, о чем постоянно говорят коммунисты. Это подтверждает и проект федерального бюджета на 2009 год и на 2010-2011 годы. Правительство снова намерено огромные средства, замороженные в валютных запасах, вкладывать не в отечественную экономику, не в решение социальных проблем, а продолжать их пополнять за счет бюджетного профицита, придерживаясь все той же порочной практики «стерилизации» денежной массы, надеясь на этом пути победить инфляцию, иллюстрируя тем самым известную борьбу с ветряными мельницами. По сути проект бюджета не предполагает решить ни одной из накопившихся проблем: ни в экономике (обновление технического парка, внедрение передовых технологий, восстановление электронной, странкостроительной, машиностроительной и других отраслей, легкой промышленности и т.д.); ни в сельском хозяйстве (решение проблемы восстановления плодородия почв, животноводства, механизации, компенсации затрат на топливо, социальная сфера села); ни по укреплению обороны (перевооружение армии новейшими образцами оружия, восстановление мощи ядерных сил сдерживания, решение социальных вопросов военнослужащих); ни в природопользовании (налаживание геологоразведочных работ, реконструкция гидросооружений, глубокая переработка леса, воспроизводство биоресурсов и др.); ни в социальной сфере (снижение цен и тарифов, доведение размеров минимальных пенсий и заработной платы, стипендий и пособий до реального прожиточного минимума, доступность жилья) и т.д.

бюджет 2009 года и на 2010-2011 годы, млрд. руб

Показатели

2008

2009

2010

2011

Доходы

9 897,2

10 927,1

11 733,6

12 839,0

Расходы

7 412,9

9 024,7

10 320,3

11 317,7

Профицит

2 484,3

1 902,5

1 413,3

1 521,3

Фракция КПРФ постоянно настаивает на существенном увеличении как доходной, так и расходной части бюджета, направив их в развитие реального сектора экономики, в социальную сферу и на укрепление обороноспособности страны. На 2008 год коммунисты предлагали увеличить расходную часть до 14 трлн. рублей. Однако правительство в лице господина Кудрина убеждало, что цена на нефть упадет до 52 долларов за баррель, доходов не будет, финансовые резервы понадобятся для компенсации дефицита бюджета и запланировало расходы в два раза меньше. Но цена на нефть не только не снизилась, а возросла до 125 долларов за баррель. Прирост золотовалютных резервов составил 173 млрд. долларов, а за пять месяцев текущего года еще на 71 млрд. Сегодня финансовые резервы составляют более 17 триллионов рублей. Никакой пользы стране не приносят, более того, мы терпим многомиллиардные убытки. Время упущено. Международная обстановка накаляется, время упущено даже для милитаризации экономики.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФРАКЦИИ КПРФ

по формированию федерального бюджета на 2008-2011 гг.

Показатели

2008 год проект

2008 год предложения КПРФ

2009 год проект

2009 год предложения КПРФ

2010 год проект

2010 год предложения КПРФ

2011 год проект

2011 год предложения КПРФ

Доходная часть бюджета , млрд. руб.

9897

14000

10927

16000

10927

18000

12839

21000

Расходная часть бюджета, млрд. руб.

7413

14 000

9025

16 000

10320

18 000

11317

21 000

При рассмотрении бюджета на 2009 год фракция КПРФ намерена настаивать на увеличении его расходной части минимум на 6 трлн. рублей. Надо самым серьезным образом отнестись к состоянию наших Вооруженных Сил, которые, как об этом говорилось на Круглом столе в марте текущего года и как показали последние события на Кавказе, находится в плачевном состоянии. Постоянное реформирование армии нанесло непоправимый урон обороноспособности страны. Заигрывая с Западом, получая от него мизерные политические дивиденды в виде членства в «восьмерке» и т.д., реформаторы уничтожили лучшие образцы советского оружия сдерживания. Проданы или сданы на металлолом лучшие корабли ВМФ, подводные крейсера, баллистические ракеты с разделяющимися головными частями, железнодорожный ракетный подвижный комплекс и т.д. Достаточно сказать, что, например, сегодня Черноморский флот России по своей боевой мощи уступает в несколько раз мощи флота Турции. Мы все видим, что, ощущая слабость России, США играют мускулами непосредственно у наших границ, еще раз доказывая истинную цель Соединенных Штатов – уничтожение России. Любой серьезный конфликт в нынешней ситуации грозит нашим Вооруженным Силам и нашему народу большими бедами. Образно говоря, конница Буденного была бы более грозной силой в борьбе с фашистскими полчищами, нежели «слепые» «сушки» против самолетов-невидимок, не говоря уже об авиации последнего поколения. Ведь в основном российская армия вооружена оружием 60-70-х годов прошлого века. Как же мы теперь должны относиться к тем, кто в условиях ожесточения борьбы международного транснационального капитала за богатства России, разорил ее Вооруженные Силы, кто уничтожал мощь надводного и подводного флотов, низвел до минимума силы ядерного сдерживания, космических войск, воздушных и танковых армий, кто «вырезал» кадры профессионалов и искарежил систему управления войсками? За это надо отвечать по всей строгости. Но они по-прежнему остаются у власти и продолжают свое черное дело. Они и сегодня перевооружают армию черепашьими темпами, банкротят лучшие предприятия ВПК, лишая армию даже пороха и патронов, уничтожают мобилизационные мощности. Планируют приватизировать военное продуктовое снабжение и военную торговлю. Но если даже при подчинении этих направлений «крутым генералам» не удалось избежать злоупотреблений, воровства и казнокрадства с последующим привлечением к ответственности виновных, то можно себе представить, что будет, если сюда придут «коммерсанты». Армия может лишиться еще и хлеба.

Мы считаем, что ситуация требует принятия срочных мер. Еще раз подчеркну, что мы будем добиваться существенного увеличения доходной и расходной частей принимаемого бюджета на 2009 год. Возможности для этого имеются. Помимо финансовых запасов, пополнение возможно и за счет серьезных изменений всех направлений кредитно-денежной, налоговой политики: ужесточение ответственности за сбор налогов, регулирование налоговой нагрузки для различных хозяйствующих субъектов, использование земельной ренты и т.д. Государство обязано повысить эффективность использования собственности, находящейся в ее распоряжении, в том числе и за счет возврата в государственную собственность земли, лесных и водных объектов, а также отраслей промышленности и отдельных предприятий, приватизированных с нарушением законодательства.

Требует серьезного пересмотра расходная часть принимаемого бюджета. Анализ ее не обнаруживает никакой логики в распределении расходов. Бешенными темпами растут расходы на содержание чиновничьего аппарата (статья «Общегосударственные вопросы»), превышая на 300 млрд. рублей расходы на всю экономику. На порядок (в 10 раз) уступают им расходы на содержание ЖКХ, в 5 раз расходы на социальную политику (пенсии, пособия и т.д.), в 3 раза на образование и здравоохранение. На национальную оборону выделено столько же средств, сколько и на правоохранительную деятельность. У нас что, внутри страны врагов столько же сколько и за ее пределами? Многострадальному сельскому хозяйству выделили всего лишь 36 млрд. рублей, что на 39% меньше против 2008 года. Все это еще раз подтверждает, что никаких перемен к лучшему ожидать не стоит. Добавки в расходы по статьям едва перекрывают инфляционные потери, а, следовательно, жизненный уровень, скорее всего, понизится, не смотря на планируемое повышение зарплат, пенсий и пособий.

Другими словами, предлагаемый бюджет это не бюджет развития, а скорее бюджет стагнации экономики и социальной сферы. Мы будем требовать существенного увеличения расходов, помимо обороны страны, надо добавить на инвестиции в экономику, включая сельское хозяйство, и социальную сферу. Требуют дополнительного финансирования и другие направления – наука, образование, здравоохранение.

расходы федерального бюджета

2008 (закон)

Проект бюджета

2009

2010

2011

Расходы, всего млрд. рублей

7 021,9

9 024,7

10 320,3

11 317,7

% к 2008 году

128,5

114,4

109,7

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ, млрд. рублей

870,3

1 317,4

1 236,8

1 203,9

% к 2008 году

151,4

142,1

138,3

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА, млрд. рублей

1 016,7

1 277,5

1 390,7

1 480,5

% к 2008 году

125,7

136,8

145,6

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, млрд. рублей

827,2

1 085,9

1 198,3

1 266,1

% к 2008 году

131,3

144,9

153,1

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, млрд. рублей

771,3

1 039,4

1 181,2

1 384,8

% к 2008 году

134,8

153,1

179,5

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, млрд. рублей

64,0

107,7

118,3

110,3

% к 2008 году

168,2

184,8

172,2

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, млрд. рублей

9,9

13,8

14,7

15,1

% к 2008 году

139,7

148,5

152,3

ОБРАЗОВАНИЕ, млрд. рублей

336,1

423,1

468,8

484,9

% к 2008 году

125,9

139,5

144,3

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, млрд. рублей

93,7

113,9

114,4

114,4

% к 2008 году

121,6

122,1

122,1

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ, млрд. рублей

230,0

365,8

379,4

382,2

% к 2008 году

159,1

165,0

166,2

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, млрд. рублей

275,6

297,7

338,6

307,9

% к 2008 году

108,0

122,9

111,7

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ, млрд. рублей

2 527,3

2 982,0

3 621,1

4 001,7

% к 2008 году

118,0

143,3

158,3

Мы уверены, что правительству необходимо перестать заниматься затыканием дыр: сегодня в образовании, завтра в здравоохранении, послезавтра в обороне и т.д. Коммунисты давно предлагают правительству поставить лошадь впереди телеги: определить приоритеты и составить план действий, состоящий из целевых федеральных программ, который должен быть обеспечен финансово. Определиться со своей ролью регулятора экономических отношений. Задача сложнейшая. Надежды на рыночное саморегулирование, на которые уповают наши правители, здесь заведомо бесполезны – нигде и никогда рынок не формулировал и не реализовывал национальную экономическую политику. Это прерогатива государства – только оно способно, предназначено и уполномо­чено реализовывать общественные интересы подобного масштаба. Призывы минимизировать государственное вмешательство в нашу экономику контрпродуктивны. На фоне существующей мировой практики это выглядит странным, нелогичным и неоправданным. Практика развитых стран свидетельствует: механизм принятия экономических решений и их координирования на высшем уровне приносит выгоду всем участникам хозяйственного процесса. Но самую большую выгоду он приносит стране и экономике в целом, обеспечивая её не только количественный, но и качественный рост.

Не располагающая таким механизмом страна не может рассчитывать на обретение экономической самостоятельности, свободы и безопасности, на высокие темпы роста ВВП и уровня жизни, на успешное проведение масштаб­ных модернизационных мероприятий. Пора, наконец, понять, что недостаток государственного регулирования так же вреден экономике, как и его избыток. Без такого понимания мы будем постоянно шарахаться от «произвола власти» к «власти произвола», упуская возможности для цивилизованного обновления страны.

Сегодня все большее количество людей в стране осознают пагубность проводимых реформ. Нарастает протестное движение. Хватит вкладывать огромные деньги в Западную экономику, в экономику США, которая трещит по швам. Хватит стоять на голове. Мы считаем, что наступило время серьезных перемен, цель которых возрождение собственной страны и сохранение нашего народа. У КПРФ есть, и она неоднократно представляла обществу свою программу экономической и социальной политики, которая вобрала в себя весь мировой положительный опыт социально-экономических преобразований в интересах всего общества на принципах социальной справедливости. Но чтобы реализовать эту программу, нужна политическая власть. Добиться этого можно в ожесточенной борьбе объединившемуся народу во имя спасения России и своего будущего. И в этой борьбе народ может рассчитывать только на себя и на свой авангард – Коммунистическую партию Российской Федерации.

 

 




Используются технологии uCoz