Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

«Правда»: Издевательство над «Большим» театром

2009-10-23
«Правда» - В. Кожемяко

Русская культура подвергается все большим нападкам, вспомнить хотя бы пресловутый ЕГЭ. Теперь руки разрушителей добрались и до «Большого» театра.

Наша страна может окончательно лишиться своего лучшего музыкального театра, многие годы восхищавшего весь мир

Вместо русской классики - "Дети Розенталя"

Началось-то, если кое-что вспомнить, конечно, не сегодня. Наступление на великий русский театр с его традициями (говорю не только о Большом, а расширительно - обо всем нашем искусстве сцены) активно развернулось вместе с началом горбачевской "перестройки" и ельцинских "реформ". Коли уж все в стране должно быть перестроено и реформировано, то, дескать, почему театру оставаться в стороне? Тем более что искусство - дело творческое, здесь, как нигде, новаторству нужны свобода и простор... Правда, за минувшее время мы убедились, что чуть ли не во всех сферах нашей жизни громогласно провозглашенное обновление фактически обернулось повторением чужих задов, причем зачастую жизнью не оправданных и "там", за рубежом, уже отвергнутых. Ну хотя бы тот же ЕГЭ разве не об этом свидетельствует? Если только признать главной из решавшихся задач обязательное разрушение отечественной системы образования, по праву считавшейся лучшей в мире, тогда это средство - подходящее, ничего не скажешь.

В отечественном театре первоочередным объектом разрушения стала классика, и прежде всего - русская классика. Понятно почему: в ней более чем где бы то ни было живет укорененная национальная традиция, с которой (вы же понимаете!) необходимо покончить. И если Большой театр, как и Малый, МХАТ, Александринский, стабильно был хранителем самого лучшего из классического наследия нашей сцены, то это лучшее решено было любыми способами уничтожить.

Думаю, излишне объяснять, кем это было решено.

Наверное, не одним лицом, но федеральным министром культуры был, как известно, Михаил Ефимович Швыдкой. Затем он возглавил так называемое Агентство по культуре и кинематографии - стал главным "распорядителем кредитов", чье влияние в этой сфере не только не снизилось, но в чем-то даже возросло. И какая же политика стала проводиться при Швыдком в Большом театре? Что за перемены начали здесь происходить?

Первое и самое основное, чего не мог не заметить ни один объективный театральный критик или просто зритель, - резко сократилось число постановок классического русского репертуара, которыми особенно славился Большой театр. А какова замена? Далеко не лучшее из западных названий - это еще полбеды. Грянула премьера, своей "необычностью" или, точнее, скандальностью вызвавшая бурю протестов среди музыкальной общественности.

Премьера эта - постановка оперы современного композитора Леонида Десятникова "Дети Розенталя". Называют его композитором-авангардистом, модернистом и т.п. Отношение к подобного рода творчеству, полностью порывающему с классической традицией, конечно, разное. Кому-то из упомянутой "музыкальной общественности" такое нравится. Но даже некоторые принимающие творчество Л. Десятникова и его "Детей Розенталя" задавались вопросом: может быть, это все-таки для какого-то другого театра - не для Большого?

Изуродованный "Евгений Онегин"

И вопрос такой более чем правомерен. Здесь речь даже не только и не столько о модернизме - это вопрос качества! Если Большому оставаться тем эталонным театром, каким он был всегда, театром, где на высшем уровне все - как исполнение, так и отбор репертуара, то Десятников, мягко говоря, совсем "не тянет". К тому же опера столь густо напичкана эпатажной пошлостью, претендующей на возмещение подлинного таланта (чего стоит хотя бы хор бомжей на городской свалке), что резкие возражения продолжались очень долго.

Однако, абсолютно не реагируя на критику и твердо сохраняя в афише "Детей Розенталя", руководство ГАБТ продолжило начатое еще в одном направлении. Ведь на сто процентов (при всем желании!) российскую классику из репертуара Большого театра России выкинуть вряд ли удастся. Значит? А значит, нужно сделать так, чтобы классика эта вроде бы и присутствовала, но... стала неузнаваемой. Тогда можно будет считать, что фактически в Большом ее уже нет.

Блистательное осуществление замысла продемонстрировала постановка "Евгения Онегина" режиссером- "новатором" Дмитрием Черняковым. Вот уж действительно от Пушкина и Чайковского здесь мало что осталось, и в предложенной трактовке трудно узнать всемирно знаменитый оперный шедевр. Перечисление вызывающих нелепостей, рассчитанных опять-таки на эпатаж, заняло бы слишком много места. Достаточно сказать, что никакой дуэли между Онегиным и Ленским здесь просто нет, а гибель последнего происходит от случайно выстрелившего за домашним столом (!) ружья.

Про то, что одет Ленский в тулуп и шапку-ушанку, можно и не говорить. Все герои классической оперы одеты в современные костюмы: это теперь становится совершенно обычным - по моде, пришедшей с Запада.

Но все-таки изуродованность "Онегина" оказалась на сей раз до того радикальной и для здравого восприятия невыносимой, что опять, как и после "Детей Розенталя", разразился скандал. Многие деятели музыкальной культуры, вовсе не замеченные в "замшелости" вкусов, публично выразили свое возмущение и категорическое неприятие. Например, Галина Вишневская назвала увиденное "ужасом и бесстыдством", категорически заявив, что в Большой она после этого - ни ногой И что же? Последовала какая-либо адекватная реакция? Руководство театра как-то учло отношение весьма авторитетных специалистов к происходящему на "брендовой" сцене?

Учло, но - очень своеобразно.

Вот так новости!

Недавно, перед открытием очередного сезона, генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов (ставленник, верный сподвижник Швыдкого) объявил труппе и журналистам "практически революционные новости". Именно так это было названо и по телевидению, и во многих газетах. Правда, не комментировалось, считать эти новости хорошими или плохими. Скажу свое мнение: они не просто плохие, а ужасные!

Надо заметить, что, как ни прискорбно, пагубное сокращение русского классического репертуара и другие разрушительные новации пошли на сцене ГАБТ при музыкальном руководителе с громкой и уважаемой фамилией. Дирижер Александр Ведерников - сын одного из выдающихся певцов Большого, чей талант и человеческая, гражданская позиция безупречны. Трудно сказать, что же подвигло его наследника, тоже талантливого музыканта, принять пошлых "Детей Розенталя", изуродованного "Онегина" и т.д., и т.п. Но вот теперь было объявлено: Ведерников пост музыкального руководителя покинул. Причины не объясняются. Может, совесть возговорила в конце концов? Может, понял, что дальше способствовать разрушению родного театра уже не стоит? Или, может, не сам он покинул должность, а емуэто предложили, подобрав на замену более "крутого" и способного разрушителя? Да, да, да! Замену даже многие довольно спокойно относящиеся к происходящему в Большом театре оценили как сенсационную. Дело в том, что на место Александра Ведерникова был назначен не кто иной, как... Леонид Десятников! Тот самый. Автор "нашумевших" (чуть ли не по общему выражению прессы) "Детей Розенталя".

Право, более знакового назначения на ответственнейший пост музыкального руководителя (!) Большого театра придумать невозможно. Этим сказано все о будущем уникального творческого коллектива, то есть о том, каким хотят видеть его Швыдкой и КО, продолжающие, что бы там ни толковали, определять политику в культуре.

Действительно, самим фактом назначения Десятникова главное уже сказано исчерпывающе. И все-таки те установки, которые изложил он в своей программной речи перед труппой и в общении с журналистами, надо воспроизвести. Первое. Будущую деятельность свою в театре, согласно слегка ироничному выражению Десятникова, он сводит "к трем простым русским словам": консалтинг, супервизия, психотерапия. Не совсем понятно? Поймете, узнав, какая же должна быть цель.

Вот тут следует второе (и основное!) положение программы нового музыкального руководителя ГАБТ. Оказывается, вокруг Большого театра "слишком много риторики". Не приемлет Десятников этот "высокий стиль": "национальный", "государственный", "обязан" и т.д. Не приемлет - и намерен в корне переменить!

Слушайте: "Большой должен стать нормальным театром, в котором идет все - и русская опера, и статистический репертуар, и современность".

Стать нормальным театром... С точки зрения его, Леонида Десятникова! И здесь не обойтись без разумения: а чем же Большой в его восприятии был ненормальным? Я уже употребил такие определения, как эталонный и уникальный. Можно еще добавить: образцовый, выдающийся, великий. А смысл, конечно, в том, что Государственный академический Большой театр всегда был выше некоей средней нормы, принятой (и приемлемой) в оперном и балетном искусстве. Он должен, обязан был далеко возвышаться над усредненной "нормой" во всех отношениях! Талантливейшие певцы и солисты балета, лучшиехор, кордебалет и оркестр, безупречная режиссура и отменные дирижеры...

Ну и, разумеется, репертуар. Не всякая же опера и не каждый балет могли претендовать на то, чтобы увидеть свет рампы в Большом. Требования были высочайшие, отбор - взыскательнейший.

И вот заявленное начало по пути к "нормальному театру", состоявшее в приеме к постановке "Детей Розенталя", теперь, под непосредственным руководством автора этого "шедевра", конечно же, будет продолжаться гораздо интенсивнее. Уже два новых спектакля на его музыку готовы (характерно название одного из них - "Вываливающиеся старухи"), а еще один в работе. На горизонте и другие "нормальные авангардисты", дорога которым в ГАБТ теперь открыта широко.

Что же касается русской классики, у нее перспективы куда более скромные. По крайней мере в начавшемся сезоне ни одной такой премьеры, кажется, не предусмотрено. Так что "Вываливающиеся старухи" и "Дети Розенталя" явно берут верх над "Русланом и Людмилой", "Хованщиной", "Лебединым озером"...

Быть ли национальному театру?

Да ведь и появление в афише классических названий, как мы убедились на истории "Евгения Онегина", вовсе еще не означает, что вы увидите и услышите написанное Чайковским, Глинкой, Мусоргским, Бородиным. В списке режиссеров, которые становятся ведущими в Большом при наступившем царствовании Леонида Десятникова, одно из первых мест принадлежит как раз Дмитрию Чернякову, который столь бесцеремонно обошелся с "Онегиным".

Тут же, к примеру, Кирилл Серебренников, многократно отличившийся не менее лихими переделками классики на драматической сцене. Посмотрев в МХТ имени Чехова поставленный им "Лес" Островского, вы вряд ли узнаете хорошо знакомую пьесу. Ничего там от Островского просто-напросто нет! И теперь вслед за Художественным театром обогатится подобным искусством Большой...

Вот я написал: Художественный театр. Но вынужден одернуть себя. Потому что коллектив, руководимый Олегом Табаковым, давно и демонстративно порвал с традициями, завещанными Станиславским и Немировичем-Данченко. Здесь, конечно, есть талантливые актеры и режиссеры, бывают в чем-то интересные спектакли, но театр из уникального превратилсяв "нормальный". Говоря подесятниковски. Можно сказать и по-другому: во всеядный, коммерческий, модный... А свойственная ему некогда творческая высота на глазах снижается, дух национального русского искусства истончается все больше.

Вообще настал час, когда нужно бить в набат и спасать русский театр в России. Упорно стоят на своем единицы: Юрий Соломин в Малом, Татьяна Доронина в настоящем Художественном... Как говорится, раз-два - и обчелся. Удивляться нечему, поскольку напор, требующий "переделки", слишком велик. Далеко не все способны выдержать. Знаю, чего стоило тому же Соломину отстоять великий Малый театр в его классической "русскости": недаром перенес Юрий Мефодьевич тяжелейшую сердечную операцию. Уже разработан план чуть ли не полной ликвидации репертуарного театра вообще - того самого театрадома, который стал основой и гордостью нашей сцены в советское время. А свирепые атаки на доронинский МХАТ имени Горького? Всерьез же затевал Швыдкой отдать его здание под бродвейские мюзиклы...

Да, с американскими мюзиклами, похоже, проблем в России не будет. Как и с "Детьми Розенталя". Но уже стало проблемой (да еще какой!) увидеть в спектакле по Чехову - истинного Чехова, а в постановке гоголевской пьесы - Гоголя. Уже и в Александринском театре Хлестаков прямо на сцене совокупляется одновременно с женой и дочкой городничего. Подмены, извращения, переделки, не имеющие ничего общего с классическим оригиналом, а то и смахивающие на карикатуру, заполонили сцены нашего Отечества. Так оскверняется величайшая культура. Теперь осквернение накрыло и Большой театр. Его, даже не скрывая, хотят "опустить", уменьшить, снизить. Превратить из особенного - в заурядный, ординарный. И, главное, напрочь лишить того национального духа, которым всегда он был силен.

Неужели это преступление не будет остановлено теми, кому русская культура по-настоящему дорога?




Используются технологии uCoz