Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

А. Багаряков: Золотовалютным резервом России воспользовались американцы

2009-06-23
Пресс-служба А. В. Багарякова

Депутат Госдумы от Алтайского края (фракция КПРФ) Алексей Багаряков на основе официальных документов разоблачает деятельность Центрального Банка РФ по управлению золотовалютными резервами страны.

Мы неоднократно предупреждали о неэффективности и непрозрачности управления золотовалютными резервами страны, осуществляемого Центральным банком РФ. В мае 2009 года Счетная Палата Российской Федерации завершила проверку деятельности ЦБ РФ за 2006-2008 годы и 1 квартал 2009 года в части эффективности управления золотовалютными резервами, и эта проверка подтвердила наши опасения.

Выяснилось, что законодательство база о Банке России содержит множество пробелов. Так, в законе не определены полномочия руководства ЦБ по управлению резервами, при этом ни Национальный банковский совет, ни Правительство России не могут оценивать эффективность управления золотовалютными резервами. Отсутствует перечень операций, которые можно проводить с резервами, не определены направления их использования. В годовом отчете даже не указывается, в какие именно ценные бумаги вложены резервы. В результате важнейшие государственные вопросы решают не коллегиальным путем, а на усмотрение отдельных лиц.

Более того, на Банк России вообще не возложена правовая ответственность за хранение золотовалютных резервов, в том числе за сохранность металлического золота. Учитывая, что золотые резервы ЦБ размещает преимущественно в иностранных банках, в случае обострения кризиса могут возникнуть проблемы с его истребованием. Другие страны, к примеру, предпочитают хранить золото на своей территории. Мы же свое золото храним за границей. Это просто абсурд!

В целом, по мнению Счетной палаты, правовая база ЦБ по управлению резервами требует серьезной доработки. С нашей стороны отметим, что мы готовы разработать и внести законопроект, регламентирующий порядок управления золотовалютными резервами страны.

Мы неоднократно говорили о необходимости использования Центральным Банком рейтингов независимых российских агентств. Тем не менее, при выборе объектов инвестирования ЦБ продолжает упорно полагаться на рейтинги, присвоенные американскими агентствами. Максимум, на что могут рассчитывать компании, получившие только российские рейтинги, это кредиты на срок до 3 месяцев. Стоит ли говорить, что такой подход подрывает суверенитет Банка России. Кризис продемонстрировал, как американские агентства присваивали высшие рейтинги надежности компаниям и странам, находящимся на грани банкротства. Ни о какой объективности при оценке и речи не шло – рейтинги по сути являлись политическим инструментом воздействия на финансовые потоки. Напротив, рейтинги российских, китайских, а также многих других компаний искусственно занижались, чтобы снизить приток инвестиционного капитала в эти страны. На наш взгляд, Центральный банк РФ должен разработать и применять собственную систему рейтингов, основанную на объективных показателях, причем такой рейтинг должен быть публичным.

Теперь о самих результатах управления резервами. Подтвердились опасения, что Россия фактически кредитует американскую экономику, причем практически бесплатно. В 2006-2008 гг. наибольший объем вложений Банка России был представлен долговыми обязательствами американских ипотечных агентств. США на протяжении многих лет искусственно накачивали деньгами рынок жилья, в результате чего к началу 2006 года рост на рынке практически остановился, и стали видны признаки неминуемого обвала. В этих условиях ипотечные агентства, которые выпустили множество ценных бумаг, обеспеченных недвижимостью, начали терпеть громадные убытки и стали отчаянно нуждаться в заемных средствах. Тут то на помощь и пришли российский министр финансов и Центробанк, охотно давшие согласие на скупку ценных бумаг этих самых компаний. В результате в бумаги агентств было вложено свыше 100 млрд. долларов. В 2007 году разразился ипотечный кризис в США, через год последовал и финансовый, котировки бумаг упали, однако ЦБ лишь к началу 2009 года избавился от этих бумаг, к счастью, без больших убытков благодаря экстренным мерам со стороны федерального правительства США.

Взамен Российской Федерацией были куплены государственные облигации США на еще большую сумму – порядка 140 млрд. долларов. И это притом, что доходность по таким бумагам в последние месяцы измеряется долями процента. Фактически мы отдаем деньги в американскую экономику бесплатно! В результате экономика США уже начала демонстрировать некоторые признаки стабилизации, а в России спад производства в мае достиг неслыханных 17%. Отечественные предприятия задыхаются без кредитов, зато находятся деньги на кредитование западных компаний!

Кроме того, сегодня уже возникают опасения в платежеспособности США: активное наращивание госдолга сочетается с рекордным бюджетным дефицитом и спадом ВВП. В результате США могут либо объявить дефолт, либо, что более вероятно, просто выпустят огромное количество долларов для погашения своего долга, что приведет к многократной девальвации их валюты, гиперинфляции и обвалу мировой финансовой системы. Накопленные с таким трудом резервы будут потеряны. Причем при нынешних темпах наращивания Америкой займов случиться это может уже менее чем через год.

Следует отметить, что России вообще не имеет никакого смысла накапливать активы, номинированные в американской валюте. Если для Китая такая ситуация является вынужденной, поскольку у них огромное положительное сальдо торговли с США, которые являются их основным торговым партнером, и отказ приобретать гособлигации США приведет к потере крупнейшего рынка сбыта, то у России нет такой необходимости, поскольку доля Соединенных Штатов в нашем торговом обороте составляет менее 4%.

Куда более разумным подходом представляется диверсификация резервов, за счет покупки золота, серебра, прочих драгоценных металлов, а также вложений в активы развивающихся стран, в первую очередь Китая. Мы предлагаем активно использовать валютные свопы, или обмен валютами, с Китаем, а также Индией, Бразилией и другими развивающимися странами. Нужно договариваться с этими странами о сотрудничестве в области торговли и технологий, реализовывать совместно крупные инвестиционные проекты, которые дадут реальную отдачу нашей экономике и в то же время будут интересны им.

В заключение отметим, что необходимо больше инвестировать в собственную экономику, а не кредитовать практически бесплатно другие страны. Кроме того, следует уделить особое внимание эффективности расходования резервов. По различным оценкам на проведение плавной девальвации было потрачено до 200 млрд. долларов, это 6,0 триллионов рублей. В результате такой девальвации рубль поначалу обесценился даже сильнее, чем большинство других валют.

Воспользовавшись ситуацией, банки бесконтрольно занимались спекуляциями, забыв о функции кредитования, да и зачем было кредитовать, когда на спекуляциях с валютой можно было заработать 200 % годовых, ведь ЦБ установил ориентиры, до которых будет снижаться курс рубля.

В то время решения надо было принимать очень быстро и сейчас нам достаточно просто рассуждать над этим, но, тем не менее, другие страны действовали иначе, пример: Белоруссия и Казахстан в подобной ситуации обошлись разовой девальвацией на 20-25%, сохранив так нужные сейчас резервы, и добились таких же результатов в плане ослабления национальной валюты.

В результате большинство наших граждан стали ещё беднее, а богатые смогли сохранить свои сбережения, постепенно переведя их в валюту, и за все это государство заплатило 200 млрд. долларов.

На наш взгляд, этой сумме можно было бы найти более разумное применение, к примеру обещанная индексация пенсий в этом году обойдётся для бюджета примерно в один триллион рублей, следовательно сэкономив, мы смогли бы проиндексировать пенсии не на треть, а вдвое, причём в течении трёх лет, что было бы намного приятнее нашим гражданам, чем разговоры о том, что в процессе плавной девальвации мы уберегли наших граждан от разорения.

На эти деньги можно было обеспечить жильем миллионы семей в стране, модернизировать тысячи предприятий в стране, увеличить размер пенсий и пособий. Так может ЦБ и Правительству все-таки стоит пересмотреть подход к управлению и использованию золотовалютных резервов страны?

 




Используются технологии uCoz