Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

«Советская Россия»: Дороги – вечная беда!

2009-04-14
«Советская Россия» - Галина Платова

Согласно отчету В. Кирьянова о выполнении Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.» с 1996-го по 2005-й на дорогах РФ погибло 315 тыс. человек.

Самым безопасным автомобилем Виктор Кирьянов, главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ, называет «Тойоту», самым уязвимым участником дорожного движения – пешехода, основными бедами на дорогах – плохие автомагистрали, отсутствие дисциплины, недофинансирование ГИБДД–ГАИ. От старой аббревиатуры (ГАИ) Виктор Николаевич не отказался. С ней связан значительный отрезок его жизни.

На «правительственном часе» в Госдуме В.Кирьянов делился с депутатами, как выполняется Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.» и каково положение на дорогах России. С 1996-го по 2005-й на дорогах РФ погибло 315 тыс. человек, около 2 миллионов – получили увечья. Это треть от числа погибших и травмированных в ДТП в Европе. Российский масштаб дорожно-транспортной смертности и травматизма представляет угрозу национальной безопасности страны, подрывает экономику, принося потерю 2,5% ВВП в год. Например, в 2004 году в РФ в дорожно-транспортных происшествиях погибло 34 тыс. 506 человек, 251,5 тыс. человек получили ранения. В числе погибших – 1400 детей, «это – целая большая школа», подчеркнул Кирьянов. Он надеется, что целевая программа, как «конкретный инструмент государственной воли», исправит положение. Кое-какие подвижки, по наблюдению Кирьянова, произошли. Численность погибших в ДТП сократилась на 10,1%, раненых – на 7,3%, да и происшествий стало на 6,6% меньше. Но в целом безопасность на дорогах, по признанию главного автоинспектора РФ, остается актуальной и болезненной проблемой.

«Существо» ее, по словам Кирьянова, берет начало в 90-х. При смене социально-экономической системы все механизмы государственного управления безопасностью движения были разрушены. На автотранспорте произошла приватизация, 90% автопарка перешло в собственность физических лиц. Они стремились только к получению максимальной прибыли и выпускали на линию морально и физически устаревший транспорт, управляли им водители, не прошедшие медицинский контроль, а службу безопасности движения новые хозяева вообще задвинули. Смена социальных ориентиров, по мнению Кирьянова, вызвала бурный рост правового нигилизма на дорогах, породила ощущение безнаказанности и вседозволенности.

Между тем в стране резко возросло количество автомашин. К середине 90-х дорожная сеть уже не соответствовала интенсивности движения. Сейчас автопарк страны насчитывает 41,2 млн автомашин на 142 млн россиян. По сравнению с развитыми странами, мобильность нашего населения в 2,5 раза меньше. Но и с таким приростом автомобилей остро почувствовался дефицит дорог, развязок, парковок. Пробки стали привычным делом. А это тоже огромный ущерб. Москва на них теряет ежегодно 39 млрд руб. А граждане расплачиваются жизнями. Чтобы избежать жертв в условиях дорожной тесноты, все участники движения должны безукоризненно соблюдать правила движения. Но это не более чем пожелание.

Слишком многое упущено. Упал уровень обучения в автошколах. Коррупция открыла возможность покупки водительских прав без подготовки. Сейчас, утверждает Кирьянов, такого нет, «все меньше и меньше просят помочь сдать на права даже большие руководители, предпочитают записаться в экстремальную школу по вождению». Но на дорогах немало дилетантов, среди молодых автолюбителей не все достаточно подготовлены. Они совершают до 300 столкновений. Всего по вине водителей совершается более 80% ДТП в год. На них оказывается административно-правовое воздействие. Но Кирьянов – за ужесточение наказания. Он считает, что законодательство от 2004 года, усилившее требования к водителям, способствовало снижению ДТП. Сейчас Госавтоинспекция пристально следит за применением ремней безопасности, мотошлемов, детских удерживающих устройств. И, конечно, – проверка на алкоголь. «С момента усиления ответственности за пьянку удалось сохранить здоровье и жизнь тысячам людей», – утверждает Кирьянов. К сожалению, автоинспекторы не располагают возможностью быстрого тестирования на наркотическое опьянение, хотя за рулем нередко встречаются наркоманы.

Кирьянов – против «неоправданного либерализма», поддерживает меры по ужесточению требований для водителей за нарушение скоростного режима, за выезд на встречную полосу, за невнимание к пешеходам. Автомобилисты, не пропустившие пешехода или выехавшие на тротуар, должны быть обязательно наказаны. Образцом бережного отношения к пешеходам Кирьянов считает Белоруссию. «Вроде и рядом, но там пропускают пешеходов, а у нас не можем навести порядок. Треть из общего числа погибших и получивших увечья на дорогах – пешеходы, потому что водители грубо нарушают правила».

Кирьянов рассказал, что после

90-х приходится заново возрождать систему обучения школьников правилам дорожного движения, пропаганды безопасности дорожного движения в СМИ, в учебных заведениях, общественных местах. Самый высокий эффект в снижении гибели и травматизма в ДТП достигается совместной работой Госавтоинспекции, скорой помощи, дорожных служб, спасателей. Но процесс разобщенности ведомств остановить не удается. В СССР, вспоминает Кирьянов, организацией движения транспорта и пешеходов занималась Госавтоинспекция. Теперь планирование, финансирование и проведение мероприятий, связанных с организацией движения, – в компетенции федеральных, региональных и местных органов власти, в ведении которых находятся дороги. Но с ГИБДД-ГАИ не советуются ни дорожники, ни строители городских объектов, что впоследствии негативно сказывается на дорожном движении. Например, на площади Киевского вокзала в Москве возвели фонтан Европы и перекрыли проезд к Киевскому вокзалу. Теперь в этом месте постоянная пробка. Или – построили ресторан, а парковку не предусмотрели. Посетители бросают свои машины на проезжей части дороги, перекрывая движение. Такую практику Кирьянов намерен изменить, внести поправки в Градостроительный, Земельный кодексы, чтобы профессиональное мнение автодорожной службы учитывалось при застройках.

Пока поправки пишутся, коррективы в дела ГАИ вносит кризис. Как же так, недоумевает Кирьянов, «президент и премьер говорят, что защита жизни и здоровья участников движения, всего населения становится более значимой, а финансирование Федеральной программы сократилось в среднем на 35%. В 21 субъекте – более чем на 50%, в Нижегородской, Саратовской, Астраханской, Иркутской областях – более чем на 70%, в трех субъектах, в том числе в Ростовской области, – вообще приостановлена. В 26 регионах снижается объем средств на содержание дорог, в 31 регионе – на дорожный ремонт, в 7 – ремонт мостов и дорог полностью исключен из бюджета. Как же снижать аварийность? Вместо превентивной, предупредительной работы придется усиливать административный прессинг, который может привести к усилению противостояния между милицией и участниками движения», огорчается главный российский автоинспектор.

В чем это выражается, Кирьянов рассказал депутатам-коммунистам на встрече перед «правительственным часом». «Инспекторский состав все чаще становится потерпевшим. Особенно возросла агрессивность на Кутузовском проспекте в Москве: то по лицу инспектора ударят, то еще по одному месту. Оскорбления – сплошь и рядом».

Особая проблема дорожного движения – спецномера, спецсигналы, маячки. О них заговорили на «правительственном часе». «Их обладателей осталось не более тысячи, как приказал президент», – поспешил оправдаться Кирьянов. Но Штогрин припомнил, что руководящие «единороссы» Грызлов, Морозов, Володин за несколько месяцев до выборов в Госдуму перед телекамерами с большой помпой лишали себя спецномеров и маячков, чтобы слиться в дорожном потоке с массами. «А кто из них снова установил маячки на свои машины?». Взгляды депутатов остановились на первом вице-спикере «единороссе» О.Морозове. Он единственный из героев той нашумевшей кампании присутствовал в зале заседаний Госдумы. От него и хотели услышать ответ думцы. Морозов же только огрызнулся и «предоставил» слово Кирьянову. Главный автоинспектор стушевался было. Но потом пояснил, что ГИБДД-ГАИ действует по закону «Об объектах госохраны». Относится ли Морозов к таким «объектам», Кирьянов умолчал. Но подтвердил, что, «остановив транспортный поток на несколько минут, мы получаем огромные-огромные пробки... Видимо, безопасность тех лиц превыше этого».

Да, гаишники порой не ангелы. Любят «порыбачить», как знают из собственного водительского опыта депутаты-коммунисты Николай Коломейцев, Валентин Романов, Николай Харитонов. В закоулках, где плохо заметен запретительный дорожный знак, нередко можно столкнуться с инспектором, поджидающим штрафника. Но что делать Госавтоинспекции, если она единственная из подразделений МВД оплачивается из местных бюджетов? Это ставит службу в зависимость от губернаторов, мэров и местных представителей правящей партии. ГАИ нередко втягивают в политические дрязги, местные администраторы принуждают дорожных инспекторов выполнять спецзадания во время выборных кампаний. В досье КПРФ таких примеров множество. Кирьянов не отрицал. С его точки зрения, необходимо вырвать ГАИ из подчинения местным князькам. Для этого надо перевести оплату Госавтоинспекции на федеральный бюджет. «Вносите закон, мы вас поддержим», – пообещали коммунисты.

Кирьянов готов бы это сделать хоть завтра. Да как преодолеть барьеры Минфина? Там экономят на всем, что касается интересов общества. Давно уже выяснили, что инспектор за время своей рабочей смены подвергается тяжелейшему воздействию выхлопных газов. Работникам ГАИ требуется медицинская защита. Ее нет. И зарплата так себе. Поэтому идут в Госавтоинспекцию с неохотой. Хотя кадры нужны. Раньше их готовили в специальных учебных заведениях. Сейчас с трудом восстанавливается Орловское училище.

Коммунисты готовы поддержать многие предложения Кирьянова, в частности, доработанный закон «О безопасности дорожного движения» и восстановление дорожного фонда. Но, как заметил депутат Сергей Гаврилов (КПРФ), безопасность бесплатной не будет. Если власть и ее Минфин выберут не банки, а интересы граждан, то дороги наши перестанут убивать россиян. А пока – дорожное движение у нас остается «убойной» силой. Только за январь–февраль 2009 года на дорогах РФ произошло более 23 тыс. ДТП, в них погибло 3 тыс. человек, в том числе 92 ребенка, почти 30 тыс. человек получили ранения, из них – 2 тыс. детей.




Используются технологии uCoz