Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

«Советская Россия»: Доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН дает оценку «Программе антикризисных мер правительства РФ на 2009 год»

2009-04-02
«Советская Россия» - М.Я. Лемешев

На самом деле представленный Правительством документ вовсе не является программой, это лишь перечень некоторых мероприятий, без которых станет совсем невозможно поддерживать иллюзию «благополучия» и успешного разрешения кризисных проблем.

В печати опубликована для обсуждения «Программа антикризисных мер правительства РФ на 2009 год». Мои суждения по этой проблеме состоят в следующем.

Документ, подготовленный правительством, не представляет собой программы. Это лишь перечень неких «пожарных» мероприятий, обусловленных отказом от несостоятельного бюджета, принятого на 2009– 2011 годы, и урезанием бюджета текущего года на 40%. Такой радикальный пересмотр бюджета, по мнению правительства, обусловлен мировым финансово-экономическим кризисом. В действительности же российский системный кризис имеет лишь отдаленное отношение к кризисным процессам, происходящим в мире. Он порожден разрушительными реформами, проводившимися в России на протяжении последних 20 лет, в результате которых была утрачена ведущая роль государства в управлении экономическим и социальным развитием страны.

В соответствии с либеральной идеологией была разрушена стройная система централизованного стратегического и оперативного планирования и сделана ставка на мифическую саморегулирующую роль «свободного» рынка, которого практически не существует в мире на протяжении уже полувека.

Провозглашенная и реализуемая реформаторами цель активного «вхождения России в западную цивилизацию и мировую экономику» с использованием монетарной теории и приоритетом частной собственности явилась основой возникновения кризиса, разразившегося в нашей стране.

Правительство РФ сводит проявления кризиса лишь к расстройству финансово-банковской системы, тогда как на самом деле кризис глубоко поразил все сферы жизни российского государства: его экономику, науку, образование, здравоохранение, культуру, идеологию, нравственность. Утрачены геополитическая, экономическая, продовольственная, военная и информационная безопасность государства.

Эта национальная трагедия возникла не случайно. Она явилась результатом разрушительной политики либеральных властей нынешней РФ. Главными элементами этой политики были следующие особо вредоносные решения.

1. Уход (по терминологии либералов – дистанцирование) государства из реальной экономики, преступная приватизация народного достояния узким слоем недобросовестных и алчных лиц, близких к правительству.

2. Провозглашение ложных главных задач экономического развития страны, таких, как превращение России в «великую энергетическую державу», что обернулось превращением государства в сырьевой придаток экономически развитых западных стран.

3. Достижение Россией финансового могущества (пятого места в мире) без соответствующего роста материально-вещественного национального богатства, долларизация внешнего и внутреннего товарооборота.

4. Ставка не на созидательную силу всего дееспособного населения, а на «эффективных собственников», приведшая к обнищанию народа и недопустимо высокому уровню безработицы.

Напомним, что «эффективные собственники» и «талантливые менеджеры» – олигархи-миллиардеры оказались несостоятельными должниками западных банков и просят помощи у бедного государства.

5. Провозглашение борьбы с инфляцией главной задачей правительства обернулось сдерживанием на недопустимо низком уровне оплаты труда и социального страхования большинства населения страны.

Между тем автор немецкого экономического чуда Людвиг Эрхард утверждал, что инфляция – не закон развития, а дело рук дураков, управляющих государством.

ВЫХОД из кризиса настоятельно требует радикального изменения такой порочной политики и разработки стратегической программы развития страны. Имея в виду ее защищенность и неуязвимость от кризисных потрясений.

Представленная на обсуждение «Программа» правительства не содержит даже первого шага к решению этой неотложной задачи.

В соответствии с методологией программно-целевого планирования и управления общественным развитием будущая стратегическая программа должна содержать согласованную иерархию – «дерево» целей, «дерево» ресурсов, перечень задач, обеспечивающих достижение сформулированных целей, с указанием средств, сроков и конкретных исполнителей.

Главной целью программы должно стать обеспечение благосостояния всех членов общества, для чего необходимо решение следующих задач:

– обеспечение работой всех трудоспособных граждан с достойной оплатой труда, минимальный размер которой должен быть не ниже норматива, установленного ООН;

– бесплатное образование и здравоохранение;

– решение жилищной проблемы;

– развития аграрно-промышленного комплекса, гарантирующего продовольственную независимость страны;

– активная государственная поддержка развития культуры на базе национальных традиций.

Для гарантированного достижения поставленных задач потребуется:

– изменение структуры народного хозяйства в направлении преимущественного развития обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения, а также отраслей, производящих товары народного потребления;

– развитие фундаментальной и прикладной отраслевой науки;

– создание современных Вооруженных сил, оснащенных новейшими видами военной техники;

– восстановление органов централизованного стратегического (долгосрочного), текущего и оперативного планирования с использованием высокоэффективной методологии построения межотраслевых балансов производства и распределения продукции, в первую очередь Госплана и ГКНТ.

В программе правительством РФ о необходимости решения данных задач даже не упоминается. Все перечисленные в ней меры сведены к частым и малозначащим финансовым операциям.

Ярким примером такой практики является оказание денежной помощи растущей армии безработиных из расчета 850–4900 рублей на каждого потерявшего работу. При этом ничего не говорится о создании дополнительных рабочих мест, особенно в приоритетных, указанных выше секторах экономики.

Второй пример. Программой предусмотрено «оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тысячам человек». Это решение принято на фоне того трагического факта, что за 2000–2008 годы численность населения на Дальнем Востоке сократилась на 40%, в районах Крайнего Севера – на 60%. В Сибири исчезло 11 тысяч сел и деревень, 290 городов.

Третий пример. Правительство выделяет 17 млрд рублей (0,5 млрд долларов) для погашения кредитов, полученных организациями АПК. Это «благодеяние» предпринимается в условиях, когда РФ затрачивает 36 млрд долларов на закупку продовольствия за рубежом, в большинстве своем очень низкого качества.

Подобных примеров в программе мы находим множество. Они свидетельствуют о беспомощности мер, принимаемых по преодолению кризиса, и жизненной необходимости безотлагательной разработки действенной стратегии бескризисного развития экономики страны.

ЗДЕСЬ же мы остановимся на возможном решении лишь одной из задач общей стратегической программы, а именно, на развитии аграрно-промышленного комплекса и спасении гибнущего села.

Выше указывалось, что на закупку продовольствия страна расходует 36 млрд долларов (1,2 триллиона рублей). Очевидно, что сразу полностью отказаться от импорта продовольствия страна не может. Но постепенно от такой искусственно созданной ситуации необходимо избавляться. В первый же год стоит освободиться хотя бы от 20% этих гигантских расходов, что составит экономию в 7,2 млрд долларов (240 млрд рублей), которые могут быть направлены на развитие отечественного АПК.

Это по приблизительным расчетам. На средства, полученные от сокращения годового импорта, можно построить 3000 сельских дорог, 30 тысяч жилых домов, 12 тысяч школ, библиотек, клубов, поликлиник, здравпунктов, приобрести 120 000 тракторов, 20 тысяч комбайнов.

Уже первая такая созидательная акция явится серьезным началом на пути к оздоровлению экономической и социальной жизни на селе.

Попутно заметим, что сокращение импорта на 1/5 его часть не ухудшит снабжения населения страны, поскольку в структуре ввозимых товаров большую долю составляют алкоголь, низкокачественные кондитерские изделия и другие продукты не первой необходимости.

Перераспределение ресурсов, идущих на закупку продовольствия, в пользу отечественного АПК в последующие 4 года высвободит еще около 30 млрд долларов, то есть примерно 250 млрд рублей в расчете на год. Кроме этих средств должно осуществляться более основательное ежегодное финансирование АПК из консолидированного бюджета страны в размере не менее 1 триллиона рублей.

Итак, для возрождения АПК и спасения гибнущего села в предстоящие 5 лет необходимо ассигнировать по 1,2–1,3 триллиона рублей ежегодно, что составит около 20% расходной части бюджета страны. Полнокровное финансирование этой сферы экономической и социальной жизни России – это не «черная дыра», как утверждают либералы, а высокоэффективное вложение капитала. Если в США мотором развития экономики считается автомобилестроение, то в России таким мотором несомненно может и должен стать АПК.

Это мое убеждение базируется на том факте, что особенностью сельскохозяйственного производства является быстрый оборот вкладываемых средств. Так, затраты, произведенные на возделывание зерновых, уже через 4 месяца после посева окупаются урожаем зерна, цены на которое в современном мире очень высоки и продолжают возрастать. Такая же картина наблюдается в развитии мясного птицеводства на промышленной основе, где цыплята-бройлеры при минимальных затратах труда и средств производятся за 90 дней и представляют собой высокоэффективный товар, пользующийся неизменным спросом на внутреннем рынке, который ныне покрывается пресловутыми «ножками Буша».

Особо следует отметить, что возрождение АПК, сопровождаемое техническим перевооружением сельского хозяйства, развитием пищевой промышленности, дорожного, производственного, жилищного и культурно-бытового строительства, создает емкий рынок, а следовательно, и стимул развития отечественного машиностроения и стройиндустрии, ныне пребывающих в агонии.

Изложенный здесь эскизный проект антикризисного развития лишь одного сектора экономики вполне может послужить аналогом для подобной разработки по решению всех задач, обеспечивающих достижение главной цели – повышение благосостояния народа на основе безкризисного развития экономики.

Но это уже масштабная задача органов государственного планирования, необходимость восстановления которых очевидна.

В заключение – вопрос правительству: почему оно с упорством навязывает государству и обществу частнособственнеческую идеологию, тогда как 13-я статья Конституции РФ утверждает: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»?




Используются технологии uCoz