Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

«Советская Россия»: О том, как производство превратили в торгашшество

2009-03-15
«Советская Россия» - Фёдор Подольских

Сколько профессий стало ненужными в «цивилизованной» под европейские мерки России: краснодеревщики, машиностроители… Да и заводы более ни к чему – теперь на их площадях располагаются гигантские, но почему-то малопосещаемые торговые палаты.

Лучше всего мировой кризис пережить на диване. Смотрите-ка, бывшие работницы бывшего промышленного объединения «Оренбургмебель» расслабленно восседают на пружинистых подушках, привалились к спинке и оживленно беседуют, даже смеются. Похоже, и злорадствуют. Явно о бедствиях заокеанских зачинщиков кризиса и их европейских подельников. Нас-то, по словам Медведева – Путина, кризис чуть задел, так что сиди и наблюдай со стороны.

Можно даже не вскакивать предупредительно, когда в магазин кто-то вдруг забредет – за версту видно: праздношатающийся, безработный миллиардер. Давно забыл, когда что-нибудь покупал, от нечего делать бьет баклуши по единому рыночному пространству. А едина Россия торгашеством, производство повычистили-повыскребли почти из всех промышленных корпусов – и получились базары, по–цивилизованному – гипермаркеты, хоть в книгу рекордов Гиннеса заноси.

Во весь фасад главного цеха бывшей «Оренбургмебели» теперь так и красуется гордая надпись «Мебельный базар». Но работавшим здесь краснодеревщикам не хватило места в приспособленных торговых палатах. К счастью, рукой подать стоял мощный домостроительный комбинат. Добрую половину города возвел. Его тоже превратили в торговый гигант и соответственное название подняли к облакам: «Мебельград». На его трех этажах, каждый чуть ли не по гектару, расставлены шкафы и диваны, перепродажей коих и промышляют бывшие краснодеревщики, домостроители-машиностроители и представители других вымерших производственных профессий.

Но отсюда парад богатырей только начинается. Каждый друг перед дружкой пыжится: «Мебельный склад «Великан». Прежняя база строительно-монтажных организаций перекрашена-перелицована и величается «Громада». И на ее громадных площадях постоянно действующей выставки, кажется, все тот же обанкротившийся миллиардер с биржи труда в одиночестве среди сотен диванов и шкафов затерялся.

И смотрит в окно на один из многочисленных щитов кричащей рекламы: «Скоро мы откроемся, первый региональный мебельный молл «Армада»! Что это такое – «молл»? Должно быть, «Всех давишь»? Ведь «Армада» – это 12,5 гектара под одной крышей, половина угробленного и превращенного все в тот же «цивилизованный базар» Оренбургского шелкового объединения, бывшего крупнейшего в мире предприятия в своей отрасли.

А кроме того, на каждой почти улице – переоборудованный из жилья или новенький магазин, «маркет» и «супермаркет» – все той же мягкой и не очень мягкой мебели. Не сбылись мечтания на наплыв покупателей, а в пору обострения кризиса тем паче с каждым месяцем все меньше посетителей с денежным блеском в глазах. Чутко замечая это, арендаторы торговых квадратных метров с тоской в зрачках и улыбкой на устах не двигаются с диванов.

Так же блаженствуют в праздности многие другие продавцы, а точнее сказать, перепродавцы любых иных промышленных и продовольственных товаров. И в «Гулливерах» (есть такие не только в Москве, но и в Оренбурге), и в лилипутах-киосках. Как кукушата, выдавив промышленные предприятия из их гнезд, торговые фирмы превосходят их числом, основными фондами и штатами и в несколько раз выросли по сравнению с советской эпохой.

Тогда бурно развивавшийся областной центр с массовым строительством бесплатных квартир для трудящихся обеспечивали мебелью 7 магазинов. На сегодня в городе открыто уже 93 магазина, в которых выставлена продаваемая мебель, да еще 78 магазинов по приему заказов на поставку мебели с промышленных предприятий и мелких мастерских. То же самое и по всей России. И при этом пока еще меньше прежнего. В 1990 году доля бытовой мебели в гораздо большем товарообороте розничной торговли составляла 2,1%, а в 2007-м – 1,7%.

И так по всему «свободному рынку», по всему кругу товаров. Уровень жизни подавляющего большинства населения вопреки господствующей пропаганде не только не растет, но снижается. И одной из «черных дыр», которые поглощают народный труд, народное благополучие, является злокачественное разрастание материальной базы слепого стихийного рынка во всех отраслях непроизводственной сферы экономики, разрастание сверх потребности в действительно необходимых издержках обращения.

Такие выводы вытекают при изучении положения дел, которое ведет депутат Оренбургского городского совета Рифкат Мухтасипович Юсупов. Вот полученные им данные за «период стабильности». К 2000 году в городе торговые площади выросли до 192 тысяч квадратных метров, хотя товарооборот резко сократился. В 2008 году эти площади составили уже 460 тысяч квадратных метров. Рост в 2,4 раза за такой короткий срок. Депутат Р.М.Юсупов перечисляет заводы, фабрики, строительные и транспортные предприятия, превращенные в гигантские магазины и рынки. Число занятых в торговле за это время выросло с 30 тысяч до 60 тысяч человек. Люди вместо товара увеличивают издержки обращения.

Обсудить этот вопрос недавно приглашали и верховных правителей, и их местных представителей в очередь у магазина при Оренбургском маслоэкстракционном заводе. Приглашали непарламентскими и непечатными призывами. Вот в прошлом тракторист, экскаваторщик. Недавно проводили на пенсию. Еле сводит концы с концами. Услышал про дешевое подсолнечное масло и с первым троллейбусом приехал, очередь уже была, в шесть утра люди занимали в ней место. В течение нескольких месяцев ежедневно здесь продавали до трех тонн масла. В одни руки не более 10 килограммов. По 34 рубля за килограмм. Как правило, на рынках и в других магазинах – по 75 руб. и более.

Это и есть заветное явление конкуренции на «свободном рынке»? И можно говорить о ее святой благодати для производства, торговли и покупателя?

Эта единственная торговая точка лишь показывает, на сколько, во сколько раз могут быть ниже цены, выше общественная выгода при иной постановке товарообмена. Когда и производство поддерживается и развивается, и покупательский спрос удовлетворяется. Исходное условие – в стороне оказывается излишняя цепочка посредников, перекупщиков, не допускаются огромные затраты на городьбу явно избыточных торговых дворцов.

Однако чаще очереди возникают не по экономическим, а по политическим мотивам: проявляется трогательная забота пребывающих во власти о новых бедных в преддверии праздников, когда организуются дешевые распродажи на ярмарках, и в особенности накануне выборов с бесплатной раздачей благотворительных продуктов от кандидата. Хоть редко, наперстком или щепотью, но применяется государственное регулирование. Уже два года на двух рынках Оренбурга один день в неделю в течение нескольких часов действует указ градоначальника Ю.Н.Мищерякова – позволять крестьянам самим продавать мясо со своих подворий. Без перекупщиков. Стало быть, на треть дешевле спекулятивной цены и с выгодой для крестьянина.

Бывший колхоз «Урал» и еще пара уцелевших хозяйств из былой обширной продовольственной зоны вокруг Оренбурга получили возможность продавать цельное молоко в городских дворах прямо из автоцистерны. Это в два раза дешевле, чем в супермаркетах. И выгоднее для хозяйств – хоть немного с прибылью. И вот тут выстраиваются многолюдные очереди покупателей, ввергнутых капитализмом в нищету работающих и пенсионеров. При их виде должны бы проглотить брехливый язык и захлебнуться ядом собственной лжи телевизионные хулители социализма – при Советской власти нищих не было.

Обо всем этом думается еще в одной очереди – за хлебом. В последние десять лет случалось бывать в магазине Оренбургского комбината хлебопродуктов №2. Хлеб здесь отменный и дешевый. Три продавщицы расторопны и радушны, поток покупателей течет мимо них, как хоровод. Главный его двигатель – цена. В пересчете на килограммовый вес хлеб пшеничный высшего сорта стоит 10 рублей. А в крупнейших торговых центрах такого же сорта хлеб продается по 22 рубля, в продовольственном магазине «Атаман» – по 27 рублей. Около этих двух последних пределов держится цена на хлеб практически во всех розничных предприятиях – и гигантах, и мелких.

За одним исключением – торговых точек комбината хлебопродуктов №2. Его директор Алтай Айтманович Джуламанов сообщает:

– Все виды нашей продукции – первой жизненной необходимости. Хлеб должен быть доступен каждому. Поэтому держим низкие цены. Не гонимся за высокой прибылью, вполне достаточно 10–12% рентабельности для поддержания и развития производства. Растем за счет расширения продажи. Почти за десять лет открыли по всему городу 42 отдела хлебобулочных изделий.

То есть это не одна точка по продаже дешевого подсолнечного масла, это уже торговая сеть, в которой самый широкий ассортимент муки, круп и выпечки продается в два с лишним раза ниже цены основной части продовольственных магазинов. Это уже не какой-то исключительный случай, а закономерность, доказывающая, что цены на этом рынке могли быть меньше вдвое.

Никакого секрета здесь нет. Опыт известен по массовой практике, когда в производственной цепочке от поля до прилавка вовсе отставлены в сторону «семеро с ложкой» – многие рыночные посредники, перекупщики. Здесь действует крупное агропромышленное объединение. Бекпай Айтманович Джуламанов возглавляет сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) «Приуральский», который обеспечивает зерном входящий с ним в единое предприятие хлебокомбинат №2. Нет обычных для других хозяйств проблем сбыта урожая и потерь от неравноправного по отношению к селу распределения доходов. При реализации конечной продукции члены объединения стремятся сократить издержки обращения и тем самым увеличить потребительскую способность населения.

Соображения сугубо экономические, и в то же время Алтай Айтманович и Бекпай Айтманович Джуламановы подчеркивают, что учет интересов всех имеет общественное значение и отвечает идее патриотизма. С ними нельзя не согласиться. Разумное, без излишеств использование средств на всех ступенях товарного производства и обращения при максимально низких издержках позволяют сокращать затраты и повышать уровень жизни народа.

О многом свидетельствует и пример Бузулукского городского торга. Это единственная в Оренбургской области городская торговая организация, ведущая свое начало с советского времени. Теперь это акционерное общество. Его руководитель Иван Иванович Дикман рассказывает:

– Тогда Бузулукский торг обслуживал большую часть городского населения и объединял 90 магазинов по продаже промышленных и продовольственных товаров. С первых дней реформ нас насильно расформировали как бы для конкуренции. Чтобы каждый магазин включился в нее. Но многие работники считали, что лучше вместе. Таких набралось 187 человек. Мы сохранили городской торг, добились, что нам оставили торговую базу и 12 продовольственных магазинов. Очень скоро стало ясно, что для выживания надо создавать собственное производство с единой цепочкой от цеха до прилавка.

– В чем выгода? – мой вопрос.

– Прибыль от производства продукции и торговая наценка на нее идут на один счет, – разъясняет Иван Иванович. – На нашей базе мы открыли колбасный, хлебный и кондитерский цехи.

Едем смотреть. Приятно убедиться, что это новейшие участки пищевой промышленности высокой культуры. Перерабатывается в основном местное сырье, причем только природного происхождения и отличного качества. Совершенно не используются химические и иные искусственные добавки, заменители, которые вздувают вес и прибыль и направлены на обман покупателя. Сегодня ему зачастую не оставлено выбора, но если выбор появляется, покупатель сразу отдает предпочтение чистому естественному продукту.

И в магазинах горторга мы слышали горячие благодарности горожан за качество и заметно меньшую цену местной продукции. В настоящее время в торге 18 магазинов, в том числе 5 универсамов. Все они и раньше входили в его состав, с течением времени реконструируются.

– В Самаре «лопнули» два гипермаркета, я купил там за полцены часть оборудования, отстоявшего около года, для двух своих магазинов самообслуживания, – рассказывает И.И.Дикман. – Каждый на 250 квадратных метров, небольшие универсамы рассчитаны на население в пределах шаговой доступности.

И все-таки для весьма значительной части трудящихся и достаточно скромный универсам «кусается». Для них за последние два года горторг открыл 20 киосков, известных, как «тонары» – двухколесные будочки на одного продавца. Здесь торговые издержки – самые маленькие соответственно и наименьшая цена. В этих киосках продают изделия цехов горторга. Около них всегда возникает очередь. В самых людных местах киоск дает 1100 тысяч рублей выручки в месяц, бойко идет дело и в других. Это чемпионы товарооборота.

И.И.Дикман с годами возвращает и реконструирует старые магазины горторга. И в мыслях нет строить огромные новые здания. Надо думать об окупаемости. В связи с этим спрашиваю: если бы в свое время удалось сохранить не часть, а весь городской торг, то сегодня он справлялся бы с продажей нынешних товаров? Иван Иванович прикидывает, что наряду с горторгом до рыночных реформ в Бузулуке действовали отделы рабочего снабжения нефтяников и железнодорожников. Подумав, он твердо заявляет, что, конечно, прежняя розничная сеть и ныне обеспечивала бы товарооборот.

– На одном из городских мероприятий, – припоминает И.И.Дикман, – начальник торгового отдела администрации Антонина Викторовна Аблекимова сообщила, что в Бузулуке торговые площади на душу населения в три раза больше нормы по продаже промышленных товаров и в два с половиной раза больше в продовольственных магазинах. Сейчас квартир на первых этажах в городе нет. Все переоборудованы в магазины...

В ходе «реформ» можно бы на тысячах дверей вывесить видоизмененное историческое объявление: «Завод закрыт. Все ушли на рынок». В 1990 году в торговле и ее подотраслях было занято около 6 миллионов человек, в настоящее время числится уже свыше 12 миллионов. А можно ли учесть всех, кто повсюду подрабатывает на жизнь продажей чего-то с рук в любом людном месте, в общественном транспорте и т.д.? Разве их не миллионы? Кроме того, статистика отдельно показывает служащих гостиниц и ресторанов, банков, фирм по операциям с недвижимостью, аренде и предоставлению услуг. На каждом шагу теперь – охранники с оружием и без, лица, предоставляющие персональные услуги (по-старому – лакеи), и т.д. – общий счет далеко еще за 10 миллионов человек. А там еще не слишком афишируются разросшиеся армии чиновничества и силовых органов, погрязшие в торговле своими полномочиями, что клеймится коррупцией.

Соответственно поубавились «кадры, которые решают все» в промышленности, в сельском хозяйстве, научно-техническом прогрессе. Получается – один пашет, семеро пляшут. Если затейники «демократии» порочили советскую экономику за ее якобы неэффективную структуру, то теперь некоторые из них в меру своей добросовестности обнаруживают, что эта структура резко ухудшилась. В силу этого наша Родина лишилась огромных трудовых и материальных богатств, всех преимуществ, которые от пятилетки к пятилетке позволяли нашему народу преодолевать историческую отсталость и обеспечивали ему передовые рубежи в социально-экономическом развитии. Страна без них обречена на прозябание и угасание в статусе сырьевой колонии.

Кого-нибудь из виртуальной власти это беспокоит? Похоже, ничуть. Как и каждый день открывается окошко телевизионного терема, и первый заместитель председателя правительства И.И.Шувалов докладывает Путину: «У нас в среднем сегодня торговых площадей меньше в два раза, чем в Европе, и приблизительно в 10 раз – чем в США, нам надо развивать торговые сети». С целью «развития конкурентной среды в стране».

Итак, вновь «догоним и перегоним Америку», а тем более Европу? Но только в первый раз ставшие около века назад хозяевами рабочие и крестьяне творили чудеса героизма, чтобы догнать и перегнать Америку в труде, в повышении его производительности и на этой основе – в улучшении жизни. Теперь у новоявленных господ разыгрались аппетиты начать с конца – догнать «общество потребления» Европы-Америки по количеству торговых площадей, главным образом за счет продолжающейся переделки в них производственных площадей заводов и фабрик, а также жилья, детских садов и им подобных, отнюдь не торговых объектов.

Ну где бы еще нашлись такие рачительные хозяева, если бы не «демократы» под сменными вывесками вплоть до нынешней «Единой России», которые только и додумались выкорчевывать бульдозерами научно-технический прогресс и в опустошенных промышленных корпусах «развивать конкурентную среду в стране». И кому из них тут в голову придет, что в отличие от них «развивали конкуренцию» рабочие, инженеры и ученые разоренной мировыми войнами нашей великой державы, которые своим трудом в цехах и лабораториях во все лопатки догоняли разжиревшую за счет остального мира Америку. А теперешние устроители буквально понятой «рыночной экономики» в виде сплошного базара во всю Россию фактически все новыми сверхизбыточными торговыми площадями лишь взваливают на нашу страну издержки по проталкиванию потока импортных товаров в сырьевую колонию, в которой предварительно преступной политикой уничтожили собственные производственные мощности.

Законы экономики едины и для ограбленных россиян, и для мировых грабителей. Грянувший, как гром среди ясного неба, мировой кризис капитализма высек искру научной мысли. Ученые, вспомнившие о Марксе, объявили заключение, что кризис начался в США, потому что там лопнул пузырь сверх всякой разумной меры раздутой сферы сервиса, раздутой в ущерб развитию собственных производительных сил, научно-технического прогресса в результате долларового ограбления стран третьего мира. Речь шла о связанном с этим застое, даже загнивании в сравнении, например, с Китаем – с экономикой сверхдержавы.

Критика и самокритика по поводу экономики самой богатой и благополучной страны мира? А что же тогда ее обожателям и рабским подражателям делать при усилении кризиса в России на развалинах вследствие проводимых ими «реформ»?

Главы капиталистических государств «золотого миллиарда» не в состоянии скрыть своей растерянности и беспомощности, признаются в незнании причин кризиса и его последствий. Им стоило бы прислушаться к проповеди теперь уже патриарха Русской православной церкви Кирилла во время рождественского богослужения, истолковавшего кризис, как «суд Божий над стремлением богатеть любыми средствами, забывая подлинные ценности и идеи». По его мнению, «если достаток будет результатом человеческого труда, а не финансовых схем и операций, если экономика будет основываться на простом принципе, что именно труд – интеллектуальный, физический и даже духовный – производит реальные ценности, у нас не будет таких кризисов».

По телевидению прозвучало не «операций», а «спекуляций», но даже и со смягчающей поправкой ясно, что «достаток» рождается не в операциях на рынке, а в труде, на производстве. Проповедники «рынка» не знали этого по трудовой теории стоимости Маркса или разуверились в ней?

Даже если только послышалось насчет спекуляций, то это вполне объяснимо. Ведь везде и всегда спекуляция считается занятием предосудительным, не совместимым с трудовой моралью. Конечно же, для апостолов «рыночной экономики» типа Гайдара, Чубайса, Кудрина и им подобных ясиных и грефов это лишь Маркс заявлял о труде как источнике стоимости, а спекуляцию считал фактором вздувания цен. Они скорее всего в силу своей монополии на истину не знают того, что и без гениальных теоретиков коммунизма знали неграмотные, но светлые умом труженики: спекуляция есть способ поживиться за счет чужой продукции, чужого труда. «Реформаторы» сами без стыда и совести взялись освятить спекуляцию, снять с нее печать позора и превратить ее в благопристойное общенациональное занятие, сделать ее главным средством выживания и даже удвоения «валового внутреннего продукта» при опережающем уничтожении национальных производительных сил.

А пока впечатление такое, что вся рыночная Россия возлежит на диванах в ожидании достатка. Но многих уже достает шило кризиса. Недавно председатель Русского национального центра в Оренбурге Виктор Михайлович Саяпин оказался свидетелем, как закрылся мебельный супермаркет, оккупировавший три года назад целый цех бывшего Оренбургского завода сверл, который обеспечивал великолепным инструментом половину Советского Союза. Через час В.М.Саяпин столкнулся в дверях супермаркета на улице Шевченко с грузчиками, которые выносили мебель:

– Вы куда, ребята?

– Магазин ликвидируется. Кризис.

Это был уже шестой лопнувший из числа различных магазинов, с которыми В.М.Саяпин имел дела. Кризис – в переводе с греческого – приговор.

Впереди – суд над теми, кто вот уже два десятилетия держит в состоянии самого разрушительного кризиса великую страну.




Используются технологии uCoz