Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Сайт ЦК КПРФ
Сайт Кинешемского ГК КПРФ
Сайт С.Петербургского ГК КПРФ
Сайт Пермского ОК КПРФ
Сайт Кемеровского ОК КПРФ
Сайт Краснодарского КК КПРФ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Газета № 2 (657)     19 января 2010 года


ЕСЛИ АКЦИЯ ПРОТЕСТА НИКОМУ

НЕ МЕШАЕТ, ОНА НЕ ЭФФЕКТИВНА

В последних числах декабря правительство направило в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением безопасности на транспорте».

«Новая газета»: «…Многие формы протеста на Западе связаны именно с дорогами. Массовый характер имели блокировки железных дорог во время перевозок ядерных отходов. Широко распространена там и инициатива «Критическая масса» - велосипедисты борются с засильем автомобилей, регулярно выезжая совместно на улицы. Связанное с рейвом (направление техномузыки – «СП») движение Recklaim streets ввело в свою практику несанкционированные музыкальные вечеринки на проезжей части…

В постсоветской России по мере роста конфликтов между властью и населением перекрытие дорог становилось наиболее действенным способом воздействия на власть. Это и акции пенсионеров, особенно в январе 2005 года в Химках, против отмены льгот, и «рельсовая война», и борьба с уплотнительной застройкой, и акции автомобилистов… Именно перекрытием федеральной автодороги в августе прошлого года жителям Пикалева удалось произвести впечатление на Путина.

Сейчас перекрытие транспортной трассы является административным правонарушением. Теперь правительство предлагает дополнить формулировку ст. 267 УК РФ («Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения») словами «блокированием транспортных коммуникаций». Соответственно, законопроект предусматривает просто за «блокирование» штраф до 100 тыс. рублей или лишение свободы до 2-х лет. Если «блокирование» (перекрытие) повлекло тяжкий вред чьему-то здоровью или крупный (от 500 тыс. рублей) ущерб (скажем, от вынужденного простоя большегрузной машины, от опозданий пассажиров на работу…), последствием могут быть штраф до 400 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 4-х лет Если акция по неосторожности повлекла смерть человека – лишение свободы на срок от 3-х до 8-и лет. Если погибли двое и более тюремный срок виновным в том от 6-ти до 10-ти лет.

Можно предположить, что «ужесточение наказания за незаконное вмешательство в деятельность транспорта» Госдума одобрит наверняка – инициатива ведь из правительственных, которым нынешнее думское большинству совершенно не перечит. И насколько власть настроена жестко карать за «блокирование транспортных коммуникаций» с ярко выраженными не столько экономическими, сколько политическими требованиями, покажет ход рассмотрения законопроекта в Госдуме. И если все-таки сажать будут – это может заметно повлиять на методы политической борьбы в стране.

Иван МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, зам. председателя Госдумы: - Мы категорически против поправок правительства по введению уголовной ответственности за перекрытие транспортных магистралей. Совершенно ясно, что такие поправки направлены на сдерживание акций социального протеста как наиболее действенной, что показал опыт прошлого года, формы защиты прав трудящихся. Тяжелая социально-экономическая ситуация, ухудшение жизни раскрывают людям глаза не на телевизионное, а на истинное положение вещей, пробуждают активные, здоровые силы к протесту, который никакими ограничениями, репрессиями не остановить.

Карин КЛЕМАН, директор Института «Коллективное действие»: - Если акция протеста никому не мешает - она неэффективна. Во Франции принято, что, когда протестующие идут на переговоры с властями, одним из первых требований они выдвигают то, что они не будут компенсировать ущерб, который нанесли их действия…

Борис КАГАРЛИЦКИЙ, политолог: - Разработчики законопроекта в пояснительной записке ссылаются, что за рубежом «уголовная и административная ответственность граждан за вмешательства в функционирование транспортного комплекса, в том числе и такие, как блокирование транспортных путей, влечет применение более сурового наказания в виде лишения свободы и штрафных санкций».

Западное законодательство может быть и жестче российского. Но там существует реально сильное общественное мнение. Да и подобного рода акции имеют зачастую не локальный характер, а массовый, многие в форме общенациональных выступлений. И в таких случаях суды подобные дела часто или не доводят до конца или ограничиваются минимальными взысканиями. Сам наблюдал в Германии: людей задерживают за перекрытие дороги. Задержанные же на суде говорят, что во всем виновата полиция, незаконно запретившая демонстрацию. И часто суд этот аргумент принимает, хотя и полицейских не наказывает.

Андрей ГАНАРОВ , председатель движения «Автономное действие»: - Голодовки, как протест, зачастую неэффективны. И отсчитывать дни голодовки, каждый из которых приближает к трагедии, при жалостливом, но, в общем-то, безучастном отношении большинства окружающих – есть безумие. Шествия и митинги власти уже ограничили. Теперь остается принять специальный закон против захватов кабинетов чиновников. Всё это – попытки запугать людей. Но не факт, что и введение даже уголовной ответственности за перекрытие транспортных магистралей остановит перекрытия. Ведь можно, протестуя и не перекрывая дорогу, постоянно переходить, например, с одной стороны улицы на другую, и транспорт сам будет тормозить, пропуская колонну. И чтобы с этим справиться, властям придется у каждой «зебры» поставить по светофору. Это лишь один «выход». И народное творчество в этом направлении неисчерпаемо…

Сергей ВАЛЬКОВ, председатель Комиссии по правам человека при администрации Ивановской области: - Этот законопроект – очередная демонстрация того, что власть боится протеста граждан и хочет в данном вопросе их ограничить. Но это уже прямое нарушение Конституции, согласно которой люди имеют право на мирные собрания, митинги и пикеты…

И то, что граждане перекрывают дороги, вполне объяснимо, поскольку это наиболее действенный способ привлечь внимание со стороны властей, поскольку пикетирование площадей часто даже не замечают. Привлекать за перекрытие дорог к уголовной ответственности нельзя.

Другое дело, если перекрытие автотрасс или железнодорожных путей приведут к причинению вреда здоровью, или, не дай Бог, гибели людей. Это может повлечь уголовную ответственность, но только после того, как подобное произойдет, а не заранее. А если приведенных последствий нет, то ни о каком уголовном наказании речи идти не может… Но, раз законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму, вероятность того, что он будет принят велика, хотя самой власти такая демонстрация своей слабости совершенно ни к чему.