Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Сайт ЦК КПРФ
Сайт Кинешемского ГК КПРФ
Сайт С.Петербургского ГК КПРФ
Сайт Пермского ОК КПРФ
Сайт Кемеровского ОК КПРФ
Сайт Краснодарского КК КПРФ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Газета № 32 (642)     15 сентября 2009 года


Сатирик Михаил ЗАДОРНОВ об отце-писателе:

СЧИТАЛ ДИССИДЕНТОВ ПРЕДАТЕЛЯМИ

 

- Михаил Николаевич, Как ваш отец – Николай Павлович Задорнов - мог в 1952 году получить Сталинскую премию за книги «Амур-батюшка»,»Далекий край, «К океану», которые не воспевали ни героев Гражданской войны, ни героев первых пятилеток, получить в 1952 году Сталинскую премию?

- Мы недооцениваем советское время. Действительно, когда он принес свой роман «Амур-батюшка» в издательство, то редакторы, на уровне средних и нижних, ему отказали, заметив, что «недостает партийности». Но! Один из редакторов был, видимо, живомыслящим человеком и передал роман главному редактору. Тот понял, что роман достоин публикации, но «проблема партийности» все же есть. Обратились к тогдашнему руководителю Союза писателей Александру Фадееву. Ему роман очень понравился, и он решил обратиться на самый верх. И в Кремле роман прочитали. Это значит – Сталин прочитал и дал одобрение. Роман не только оперативно опубликовали, но и, как правильно вы говорите, присудили отцу за него (а также за романы «Далекий край», «К океану» - прим. «СП») Сталинскую премию. И впоследствии отец считал, что с его стороны было бы предательством Сталинскую премию именовать Государственной.

Есть мнение, что Сталин дал премию потому, что отец показал, как Сибирь была освоена, а не завоевана, как Америка европейцами. Сталин, по-видимому, считал, что трудовой человек важнее, чем торгующий. Отец очень ценил людей с державническим мышлением, любовью к отчизне и благородством поведения. К таким принадлежали адмирал Путятин, капитан Невельской (уроженец ивановского края – «СП») , о котором никто ничего не знает, потому что о нем не любят на западе вспоминать. Зачем им какие-то русские первооткрыватели? Англичане хотели Камчатку своей колонией сделать. Туда пришла их военная эскадра. И горстка находившихся там камчадалов во главе с Замойко разгромила с утра, как я добавляю на сцене, «с похмелья» всю английскую эскадру. С тех пор они на дальний Восток не совались.

И, анализируя современную ситуацию, вижу, что в советское время вокруг было множество честных и благородных советских людей. Торгашей Советская власть не чествовала и это, для меня, ее самый главный плюс. Когда отец переехал жить в Ригу, к нам часто приходили в гости такие люди, как первый секретарь ЦК Компартии Латвии Ян Эдуардович Калнберзин – очень честный человек. И сегодня среди демократов я таких же приличных людей не знаю. Не будучи никогда коммунистом и никогда не писавшим на партийные темы, никогда не выслуживавшийся перед Советской властью, перед партией, отец ценил, что эта власть создала Союз писателей, композиторов, другие творческие организации. Театры были на дотации… Сегодня многого из того времени мы лишены.

- Как отец относился к Сталину?

- Мы никогда не заводили такой разговор. Но однажды, когда в 80-х годах, во всех газетах Сталина начали клеймить, он мне сказал: твой дедушка погиб при Сталине в тюрьме, но все не так просто. Когда начались первые съезды народных депутатов, и отец увидел их в лицо, заметил: на смену Советской власти придут еще более лицемерные, без всякой совести, и они разворуют Россию. Он и из жизни ушел (в сентябре 1992 года – «СП») , разочаровавшись в переменах. Когда увидел, что Советской власть со всеми ее плюсами и минусами нет, а плюсов в жизни наступившей не увидел. У меня же тогда были очень демократические взгляды. Я верил: демократия – идеальное общество. Сейчас я совершенно поменял взгляды. В сегодняшней жизни плюсы видят торгаш, чиновник, но только не трудовой человек. Отец не любил торгашей, и сейчас у меня это наследственно проявляется. Возврата к прошлому нет. Но надо же брать из него и плюсы, а не перечеркивать всё.

- Как ваш отец относился к диссидентам?

- Диссидентов ненавидел, считал предателями. Нынче эти завистливые создания, я имею в виду диссидентов, разговаривают только о том, что кто о ком что плохое сказал, написал. Они все живут, мастурбируя собственное тщеславие. А о том, что сделать хорошее для отечества, для народа своего – даже мысли такой нет. У них и раньше ее не было. Их подкармливали, они и предателями были за подкормку. Как-то, вернувшись из поездки по Америке, я рассказал отцу, как там живут наши эмигранты. Отец реагировал так: они уехали туда не от КГБ, а от МВД, и диссидентство – предмет их фальшивой гордости.

- О Солженицыне высказывался?

- Как-то сказал мне: Солженицын интересно мыслит как публицист, но настоящим художником его не считаю. Слава к нему пришла за счет темы, а не за счет высокой художественности текстов, таких, например, как «В круге первом». (Я и сам «В круге первом» не дочитал, мне стало просто скучно.) И когда, говорил отец, на Западе нашим дают Нобелевскую премию, то, конечно же, не за художественность. Так же отец говорил и о Пастернаке: стихи хоть и замечательные, но холодные. Он больше любил Есенина, говорил мне: поэзия Есенина от сердца, а Пастернака – от ума. И когда началась война между сторонниками Пастернака и Шолохова, был на стороне Шолохова, начисто исключая плагиат с «Тихим Доном». Говорил, как это можно «украсть роман», в котором так художественно выписана каждая строчка? Также говорил, что настоящим писатель становится, когда понимает, что простой народ умнее и мудрее и писателей, и режиссеров и актеров. Не прошло и 60 лет, как я это понял.

- Он был верующим?

- Может быть, у него была икона, доставшаяся от матери, но в храмы не ходил. Я разделяю понятия «вера» и «религия». В этом смысле отец религиозным не был, понимал и некий религиозный бюрократизм. Если же и был верующим, то очень искренним и от души. Я был атеистом, и он мне ничего не навязывал. Отец в первую очередь был человеком свободомыслящим и не поддавался гипнозу ни государства, ни диссидентов, ни демократов. Обо всем у него было свое мнение.

- Ваш отец был и актером, режиссером. Как он относился к так называемым «современным постановкам» классики?

- Считал, что этим могут заниматься только бездарные люди, считающие себя умнее Шекспира, Шиллера, Мольера, нашего Островского, из которого, как считал отец, пошла вся мировая драматургия ХХ века. Такого количества драматических поворотов, как у Островского, до него ни у кого не было. Вспоминаю, как в школе в каком-то представлении меня хотели переодеть в женщину. Отец был резко против, и позже объяснил: никогда не переодевайся в женщину и не играй пьяных – это от отсутствия таланта.

- Вы как-то сказали парадоксальную фразу: «После ухода отца из жизни, я стал его послушным сыном…» Что это означает?

- Это означает, что когда родители уходят из жизни, начинаешь их слушаться.

- Не поздно?

- Конечно, поздно. Но лучше поздно, чем не туда.

Беседу вел

Александр Яковлев.

(«Литературная газета»)

Кира Муратова: - Можно согласиться, что интеллигенция вышла из моды в том смысле, что она ничего не придумала. А много тщилась. Казалось, приди она к власти, знали бы что к чему. А этого не получилось. Много выпендривались, воображали из себя… и расплатились за это.

Юрий Поляков, писатель : - Сомневаться в перестройке и Горбачеве считалось неинтеллигентным. Как потом неинтеллигентным считалось ругать грабительские гайдаровские реформы. Такая уж у нас творческая интеллигенция.

Из Интернета

katua: …Режиссеры, актеры, писатели, поэты, вчера восславлявшие коммунизм, звавшие на подвиги, сегодня – ярые антисоветчики.

hitcliff: …Баталов был выдающимся актером. А сейчас он им давно не является. В советское время он верил в то, что играл, а сегодня верить перестал и оболгал сам себя молодого. Точно так же как Рязанов был талантливым режиссером, а теперь перестал им быть. И так можно сказать про многих из нынешних «творческих» людей. Стоит им вступить на порочный путь, как Бог тут же отнимает у них талант. Дар творчества – это Дар Божий. И Бог не будет помогать своим Даром тем, кто добровольно предал идеалы Правды и Добра…

csv: …:Жалко, конечно, но приходится констатировать, что как человек Баталов оказался г…м. И как не вспомнить известные слова Ленина об интеллигенции! Не так уж он был не прав, обзывая ее этим нехорошим словом. Баталов, к сожалению, далеко не первое разочарование. Ульянов, Окуджава, Макаревич… К сожалению, список можно продолжать и продолжать…

Мудер: …В последние годы Баталов был забыт. А тут желтая пресса вдруг вспомнила. Вот он в благодарность и облил Советскую власть грязью, похвалив нынешнюю. У так называемой «творческой интеллигенции» сейчас так принято. Кто платит, тому они и оды поют.

csv: …А как эти интеллигентишки грызутся между собой, как тараканы в банке…

Тем временем

НЕ ОСКОРБЛЯТЬ СОЛЖЕНИЦЫНЫМ

Южный федеральный университет в Ростове-на-Дону требуют студенты вуза, которому в будущем году исполняется 95 лет.

Таков ответ студентов на намерение не только местной, но и федеральной власти увековечить в названии вуза того, кого великий сын донской земли, автор «Тихого Дона», нобелевский лауреат Михаил Шолохов назвал «злобным сумасшедшим» из тех, чье перо наносит «огромный вред читателям и молодым особенно».

Профессорско-преподавательский состав, студенты, выпускники ЮФГУ настаивают на увековечении в названии вуза имени самого многолетнего (35 лет) его ректора, ученого с мировым именем Юрия Андреевича Жданова. Если с Солженицыным в Ростове-на-Дону связаны два неприметных дома: в Халтуринском переулке, в который после Гражданской войны, переехали родители будущего автора «Архипелага ГУЛАГ», и на улице Соколова, куда он же подростком бегал к друзьям, то в память о Ю.А.Жданове, кроме университета, ставшего при нем самым крупным на юге России, остались Серево-Кавказский научный центр из НИИ физической и органической химии, механики и прикладной математики, физики, нейрокибернетики, социальных и экономических проблем. Да и все университеты в областях, автономных республиках Северного Кавказа созданы по инициативе и при непосредственном участии Юрия Андреевича Жданова.

ВНОВЬ ОТКРЫВАЯ ГОРЬКОГО,

приступило при поддержке правительства Нижегородской области издательство «Воскресение» к изданию шеститомного собрания избранных сочинений А.М.Горького.

Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области: - В годы «перестройки» и позже, после распада СССР, в корне менялось отношение к А.М.Горькому и его книгам. Его вообще перестали издавать. Но время – лучший судия. Горький снова актуален. Потому что со всей силой, не щадя, кстати, и рабочих людей, восстает против грязи, хамства, гнусности в человеческих отношениях, обличая неизжитую еще бездуховность, все подлое, свинское, приниженное. И я тоже сегодня вновь открываю для себя Горького - одного из самых талантливых и современных классиков нашей великой русской литературы…