Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Сайт ЦК КПРФ
Сайт Кинешемского ГК КПРФ
Сайт С.Петербургского ГК КПРФ
Сайт Пермского ОК КПРФ
Сайт Кемеровского ОК КПРФ
Сайт Краснодарского КК КПРФ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Газета № 31 (641)     8 сентября 2009 года


Президент Института энергетической политики Владимир МИЛОВ:

НЕФТЬ ДОРОЖАЕТ… А ГДЕ НЕФТЬ?

-Проправительственные политики, высокие чиновники утверждают, что Россия уже прошла дно кризиса и второй волны не будет. Вы разделяете такую точку зрения?

- О том, что мы достигли дна, говорят чуть ли не с февраля. Но столь оптимистические заявления не подтверждаются официальной статистикой. Какой показатель по маю-августу ни возьми, любой реально хуже, чем в предыдущие месяцы. Хотя власти очень много денег истратили на поддержку экономики, никакого дна не видно. Не дают эффекта антикризисные меры. Говорят, что не дали рухнуть банковской системе. Ради этого потратили 200 миллиардов золотовалютных резервов. И что в результате? Имеем банковскую систему, которая не кредитует реальный сектор, потому что ставки кредита запредельно высоки. Если кому и помогают, то нескольким крупным избранным предприятиям. И осенью нас ждет новая волна крупных увольнений на предприятиях. В последние месяцы я много езжу по разным городам России, общаюсь с руководителями предприятий и всюду запланированы увольнения на осень. Вторая же волна кризиса уже идет и нарастает. По причине падения внутреннего спроса, которое никто и не пытается компенсировать. Нужен какой-то локомотив, способный обеспечить дальнейший поступательный рост. Но его пока не видно.

- Наш традиционный локомотив – цена на нефть. Сколько в ближайшей и среднесрочной перспективе будет стоить нефть?

- За последние полгода мировые цены прилично подросли, и сегодня баррель стоит 70 рублей. Тем не менее, российской экономике это видимым образом не помогает. Доходы от нефтяного экспорта, видимо, аккумулируются в Резервном фонде. Допустим, баррель подорожает до 100 долларов и, значит, Резервному фонду продлят жизнь еще на несколько месяцев. Что касается дальнейших перспектив нефтяных цен, то тут все связано со спросом и предложением. И все прогнозы на 2010 год абсолютно, что называется, от фонаря. Все зависит от одного большого фактора – будет ли мировая экономика как-то выходить из большой рецессии (спада) и начинать расти опять или не будет. Серьезные экономисты точно ответа не дают и не знают.
И вполне возможно, нас ждет очень длительная стагнация (застой в производстве, торговле). Потому что на мировых финансовых мировых рынках из-за лопания финансовых пузырей, очень много недоверия. И я не уверен, что принимаемые сегодня многими правительствами в мире «антикризисные» меры не приведут к новым проблемам. Основная идея «антикризисных» мер – еще больше усилить демпинг (продажа товаров на внешнем рынке по искусственно пониженным, а на внутреннем по повышенным ценам) на денежном рынке, снижать процентные ставки, вбрасывать в экономики огромные количества дешевых денег. И где гарантии, что это не приведет к новым финансовым пузырям? А если стагнация в мировой экономике продолжится, то никакого восстановления спроса на нефть, который сегодня снизился до уровня 1982 года, конечно, не произойдет. И перспектив восстановления, скажем, позапрошлогоднего уровня, не просматривается.

Да и с чего ценам на нефть расти? И сегодняшний рост до 70 рублей за баррель не столько обоснованный, сколько спекулятивный.

- До кризиса много говорили, что власть не хочет проводить структурные реформы, потому что и так хорошо. И были надежды: придет кризис, и наконец-то они зашевелятся. Но кризису уже год, а структурных реформ не видно…

- Весь второй президентский срок Путина нас убеждали, что «Россия поднимается с колен». Восполняя дефицит капитала дешевыми займами с Запада. Сейчас их не стало и в ближайшее время приток не восстановится. И боюсь, что при нынешней нежизнеспособной статичной весьма оставшиеся ресурсы весьма скоро иссякнут и нас ждут довольно радикальные изменения, но – неуправляемые.

- Одним из паллиативов (полумер) структурных реформ стала ставка на сверхкрупные проекты. Например, нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Этот проект, на ваш взгляд, может быть рентабельным?

- Вспомним 2003 год, когда частный капитал предлагал построить нефтепровод на Мурманск с созданием там крупного нефтяного терминала – единственное место на побережье России, куда могут швартоваться глубоководные, крупнотоннажные танкеры, рентабельно поставляющие нефть в любую страну земного шара. Но Путин без всяких официальных объяснений сказал: не будем строить трубу в Мурманск. Теперь в «моде» другой мегадорогой проект – ВСТО. Мало того, что с ним масса экологических проблем, так нет и гарантий заполнения трубы. Рассчитывают на восточносибирские месторождения, о их освоение зависит от тарифа прокачки по ВСТО, который не будет низким, потому что проект сверхдорогой.

- В таких проектах больше политических мотивов. Может, путин действительно считает, что обязательно нужно развернуть нефтяные потоки на Восток, чтобы иметь возможность закрутить вентиль Европе, Украине.., кому угодно…

- Это комбинация из непрофессионализма и ложных геополитических посылок, за которой стоят крупные коммерческие интересы. Не случайно же, как только проект ВСТО начал развиваться, из первых руководителей «Транснефти» убрали Семена Вайнштока и взамен назначили одного из самых близких друзей Путина еще по Дрездену – Николая Токарева.

Почему Путин все-таки решил это строить? У него, насколько я знаю, было представление, что восточные регионы России чувствуют себя как бы на периферии российской политики. Там ухудшается экономическая, демографическая ситуация, и чтобы эти регионы не потерять, надо что-то делать. И Путин решил, что если там проложим нефтяную трубу, то сможем привязать эти регионы к России. Странная логика. Потому что рабочих мест труба не создает. Что касается ее «выгоды», то транспортировать нефть из Западной Сибири через трубу в Мурманск, а оттуда морем до Китая выйдет дешевле, чем транспортировать ту же западносибирскую нефть до Находки по трубе ВСТО. Вот цена «стратегическому планированию» лоббистов ВСТО.

- Правительство в очередной раз отказалось повышать налоги на «Газпром». Тем самым наносится ущерб интересам России?

- Стопроцентный. И это еще раз подтверждает, что у властей есть любимчики, которым позволяется все, за счет… других. За последний год «Газпром» показал себя трижды неэффективным. В первом полугодии пропалил весь экспорт в Европу, недопоставив в сравнении с аналогичным периодом прошлого года 43 миллиарда кубометров газа. Из-за кризиса спрос на газ в Европе снизился на 2 процента. Вроде бы немного, но «Газпрому» это обернулось потерей 15 миллиардов долларов экспортной выручки. Но и при этом «Газпром» мог бы и должен был поддержать отечественный бюджет, но вместо этого повышает налоги с других. А через повышение единого социального налога практически со всех нас. Видно, что Путину «Газпром» ближе и дороже, чем население Российской Федерации.

- Наших запасов газа при нынешнем уровне потребления насколько хватит?

- Минимум лет на 80. Но проблема в том, чтобы эти запасы добывать и поставить на рынок. А это очень сложно, потому что большинство новых месторождений в удаленных, неосвоенных, очень труднодоступных регионах, где надо не только обустраивать месторождения, но и строить очень сложную инфраструктуру, чтобы с этими регионами просто соединиться.

Север Ямала, где сейчас делают один из крупнейших новых центров газодобычи – это просто болото. Туда нужно строить железнодорожную ветку в 540 километров по очень сложной местности, где масса рек и ручьев. И все это в тяжелейших арктических условиях, по заболоченной на 60 процентов местности. Чтобы протянуть оттуда газопровод, придется прокладывать через губу – очень мелкий залив. Зарыв трубу на полтора метра в грунт. Тогда как в период ледостава льды пропарывают дно на глубину до 5 метров . И что с этим делать? Мировая практика ответов на аналогичные случаи не знает.

Эти проблемы «вырисовались» не сегодня и не вчера – они известны давно. И Путину надо было заниматься ими сразу, как только в 1999-м стал премьером. Но все эти десять лет он потратил перераспределение собственности, игру с какими-то дурацкими газопроводными проектами. Сейчас же, когда очевидно, что Ямалом – пусть тяжелым, долгим, дорогим проектом - надо заниматься вплотную, у «Газпрома» резко упали доходы. А те, что были в «жирные» годы, тратили на что угодно, только не на освоение Ямала. И где гарантии, что когда кризис кончится, и спрос на газ начнет восстанавливаться, «Газпром» успеет к тому времени ямальский газ разработать, добывать и поставлять на рынок? Нет таких гарантий. И подобных стратегических дыр на энергетической карте России за последнее время становится все больше и больше.

- В последнее время Россия газ у Туркмении не покупает, ожидая снижения цены. Ожидается ли «газовое примирение» с Туркменией?

- Тут впору задаться вопросом: а нуждается ли Туркмения в таком «примирении»? Весной 2006 года Путин и тогдашний президент Туркмении, ныне покойный Ниязов с интервалом в две недели побывали в Пекине. И оба с проектами прокладки газопроводов в Китай. Газопровод из Туркмении через Узбекистан и Казахстан уже проложен и в конце этого года газ по нему придет в Китай. И не только туркменский, но и узбекский, казахский. А где российский газопровод в Китай? Его нет. И в этом Россия стратегически проиграла. Потому что, получив среднеазиатский газ, Китай в российском газе по большому счету уже не нуждается. Российской монополии на поставки газа на Восток больше не существует.

Китай на глазах стал нашим стратегическим конкурентом. И таджикское решение отказаться от русского языка как официального пролоббировано не Соединенными Штатами, как мы еще по старинке думаем, а Китаем. Китай подсадил все бывшие советские среднеазиатские республики на свою помощь «на цели развития».

Еще факт нашей «расторопности». Строительство газового «Северного потока» через Балтику было одной из идей, которую те же десять лет назад Путин, став премьером, начал продвигать. Но с той поры «Северный поток» даже не начали строить. Больше двух лет с Казахстаном и Туркменией было подписано соглашение о так называемом Прикаспийском газопроводе, по которому в Россию должны были пойти дополнительные объемы туркменского газа. Где этот проект? Растворился. Пока в Кремле болтают о разных «потоках», другие их строят. Вот о чем надо бы задуматься нынешним российским правителям.

Беседовал А.Полухин («Новая газета»)