Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Сайт ЦК КПРФ
Сайт Кинешемского ГК КПРФ
Сайт С.Петербургского ГК КПРФ
Сайт Пермского ОК КПРФ
Сайт Кемеровского ОК КПРФ
Сайт Краснодарского КК КПРФ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Газета № 30 (640)     1 сентября 2009 года


1 сентября – начало учебного года в системе образования. ДЕНЬ ЗНАНИЙ

НЕ ПОДМЕНЯТЬ ГЛУБОКИЕ ЗНАНИЯ «УГАДАЙКОЙ»

Первого сентября начинается очередной учебный год в школах, лицеях, профучилищах, колледжах, техникумах, вузах России. Знания высоко ценились во все времена, и сегодня в мире они особенно востребованы. Уверен, что только на основе новых научных достижений и качественного образования можно прорвать замкнутый круг, в который загнал мир кризис капитализма.

К сожалению, в этот день приходится говорить о кризисе российского образования, губительных «реформах», лишающих тысячи детей и юношества доступа к современным знаниям. Хотя в стране все еще есть кому учить и от кого воспринять бесценный опыт открытий и созидания. Именно наша страна в советскую пору, в короткий срок ликвидировав многовековую неграмотность, построив тысячи школ, вузов и техникумов, сделали советское образование самым качественным, общедоступным и бесплатным в мире. Сегодня бурю негодования и среди родителей, и среди школьников, в вузах вызывает ЕГЭ – когда справедливая и качественная система оценки знаний подменена «угадайкой». Я и мои коллеги по депутатской фракции - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Мельников, председатель общественного движения «Образование – для всех!» Олег Смолин подготовили аналитическую справку по проведению ЕГЭ в 2009 году, которую я недавно лично передал в руки президенту Дмитрию Медведеву. О чем речь в записке?

Первое. Традиционный выпускной школьный экзамен был как бы, генеральной репетицией вузовского вступительного экзамена, когда у абитуриента появлялась возможность подтянуть выявившиеся слабые места, пробелы к вузовскому вступительному экзамену. Объединение в ЕГЭ выпускного и вступительного вузовского экзамена лишает абитуриентов дополнительного шанса.

Второе. В этом году Рособрнадзор, с учетом, что в прошлом году ЕГЭ «завалил» до 10 процентов выпускников школ, оставив их с «волчьим билетом» - без свидетельств о среднем образовании, резко снизил минимальный порог зачета ЕГЭ на «удовлетворительно». При стобалльной шкале по русскому языку – до 37, по физике – до 32, по литературе – до 30, по математике – до 21, по иностранному языку – до 20. По традиционной системе 20 баллов оказываются между «двойкой» и «единицей», 30 баллов между «двойкой» и «тройкой». Тем самым подтвердив, что система ЕГЭ строится не на основе определенных критериев, а волюнтаристски, «задним числом» подгоняется под результат хуже среднего. С оборотной стороной таких послаблений широко столкнулись в вузовских приемных комиссиях, читая в заявлениях «алемпеада», «серебреная медаль», «подленик», «юриспрюденция» от абитуриентов, прошедших ЕГЭ с высочайшими баллами, беспрепятственно открывавшие двери в самые престижные московские и прочие вузы. Московская школа традиционно и по праву считается лучшей в российском образовании. Однако по среднему баллу ЕГЭ на первом месте, оказывается, Якутия, на втором – Чукотка, далее республики Северного Кавказа. Москва лишь на… одиннадцатом месте. И с этого года престижные вузы сталкиваются с фактором, которого не могла быть в советское время: зачислять в студентов, не умеющих сложить простейшие дроби, с четырьмя ошибками в трех словах. Потому что по закону должны строго исходить из баллов ЕГЭ на местах.

Налицо и третий парадокс: в некоторых вузах число «льготников» и «целевиков» - абитуриентов, которые должны приниматься безусловно и вне конкурса, - оказалось больше, чем мест в вузе. Своего рода «конкурс для тех, кто вне конкурса», и «очередь для тех, кто без очереди». Это значит, что за бортом вузов оказываются те, кто по уровню своих знаний должен был занять места в аудиториях, но которых оттеснили лжеотличники, число которых, даже по официальным оценкам, составляет до 25 процентов.

Четвертое. Проблема коррупции в образовании не исчезла, а, напротив, обострилась. Переместившись на уровень пунктов приема ЕГЭ и органов управления образованием. По свидетельству участников процесса, «хороший ЕГЭ» в Москве и, например, в ряде республик Северного Кавказа стоил около 60 тысяч рублей. 

Пятое. При поступлении в профессиональные учебные заведения действующим законодательством установлены льготы для детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов и участников боевых действий и других категорий. Это вызывает стремление со стороны родителей относительно здоровых детей оформить им инвалидность. В случае изменений условий приема этой категории абитуриентов пострадают не мнимые, а действительные инвалиды, которые действительно нуждаются в льготах для получения профессионального образования.

Шестое. Крайняя сложность формализации учебных предметов, особенно гуманитарных, и связанное с ней низкое качество измерителей (гуманитарные науки заведомо предполагают возможность различных точек зрения, а ЕГЭ требует единственного ответа) невольно заставляет учащихся не мыслить, а заучивать. Учебный процесс превращается в развитие личности «дрессировкой».

Если бы изложенные в нашей аналитической записке позиции были только нашим волнением, ее, возможно, стоило бы отложить в сторону. Однако, по данным проведенного 17 июля с.г. фондом «Общественное мнение» опроса, респондентов высказавшихся против ЕГЭ (36 проц.) вдвое больше, чем высказавшихся за ЕГЭ (18 проц.). Остальные 46 процентов опрошенных предпочли отмолчаться. По данным опроса 1 июля 2009 г . тем же фондом большинство (46 проц.) выпускников школ предпочли бы сдавать экзамены в традиционной форме, а не ЕГЭ. Единый экзамен выбрали только 9 из каждых десяти опрошенных. Но Министерство образования и науки таких глубинных настроений предпочитает «не замечать».

 

КПРФ предлагает:

1. Чтобы глубже разобраться в проблемах ЕГЭ, затрагивающих не только школу, но и всю систему среднего и высшего профессионального образования, создать при Президенте РФ комиссию, независимую от Министерства образования и науки, включив в ее состав представителей всех научных академий, фракций Государственной Думы, членов Совета Федерации, Российского Союза ректоров, Союза директоров средних специальных учебных заведений, Союза директоров школ России, профессиональных и родительских общественных объединений. Действие Федерального закона № 17-ФЗ от 9 февраля 2007 г . об обязательности ЕГЭ повсеместно приостановить.

Председатель ЦК КПРФ Г.А.ЗЮГАНОВ.