Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Сайт ЦК КПРФ
Сайт Кинешемского ГК КПРФ
Сайт С.Петербургского ГК КПРФ
Сайт Пермского ОК КПРФ
Сайт Кемеровского ОК КПРФ
Сайт Краснодарского КК КПРФ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Газета № 18 (628)     19 мая 2009 года


ПОБЕДА или «ПОКАЯНИЕ»

Из всех вариантов «национальной идеи нынешний правящий в России режим остановился пока на Дне Победы. Именно в положительном отношении к результатам Победы советского народа в Великой Отечественной войне едино огромное большинство российских граждан. Согласно проведенным в канун 9 Мая социологическим опросам, 77 проц. опрошенных убеждено, что Советская Армия не только защитила Советский Союз, но и освободила страны Восточной Европы от фашистской оккупации, дав им возможность спокойно жить и развиваться.

Другая цифра из того же опроса: 63 из каждых ста опрошенных заявили, что воспринимают 9 Мая и как личный праздник. В 2000 году так думали 84 проц. Опрошенных. И это ставит под сомнение приписываемую путину заслугу в «возрождении духа державности и патриотизма». Это, скорее, говорит о том, что за внешним единством вокруг Победы продолжается острейшая идеологическая борьба, в которой схлестнулись несколько точек зрения.

Точка зрения коммунистов остается ясной и неизменной: В Великой Отечественной войне социализм противостоял передовому отряду мирового империализма – фашизму, Советский Союз, отражая агрессию, воевал против гитлеровской Германии и ее сателлитов. Коммунисты победили нацистов. Для советского народа во внутриполитическом плане задачи классовой борьбы против эксплуататоров полностью совпали с задачами национально-освободительной борьбы. В международном плане борьба с фашизмом совпала, на что сегодня не все и не всегда обращают внимание, с защитой буржуазно-демократических свобод и прав человека. Именно триединство социалистических, патриотических, и общедемократических задач еще до войны нашло свое выражение в тактике единого народного фронта, после войны специально подчеркнутой Сталиным в его политическом завещании – речи на ХIХ съезде КПСС.

Понятно, что такое общественно-политическое содержание праздника Победы нынешнюю российскую власть устроить никак не может. И в пору раннего ельцинизма День Победы попытались просто затоптать. Когда же из этого ничего не вышло, не получилось, то выхолостить его реальную суть. Убрать серп и молот со Знамени Победы. Сменить его символику на георгиевскую ленточку. «Отгораживать» на 9 Мая фанерной перегородкой от Красной площади Мавзолей В.И.Ленина – истинный идейный и архитектурный символ двух самых настоящих Парадов Победы – 7 ноября 1941-го и 24 июня 1945-го. И тем уподобить праздник Победы карнавалу, превратив его в нечто среднее между конкурсом Евровидения и пивным фестивалем. И, конечно, молчать о том, кто, с кем и с чем воевал, и кого победил советский народ. Молчать вообще о советском народе, не говоря уж о Коммунистической партии и Верховном Главнокомандующем.

В итоге власть сама создала вокруг Дня Победы идеологический вакуум, а теперь устами президента Медведева сетует на том, что вакуум заполняется новыми, «очень спорными», трактовками войны. Что за «спорные» трактовки, хорошо известно. Это возложение равной ответственности за войну на Советский Союз и нацистскую Германию, это приравнивание коммунизма к фашизму. И это выносится на голосование в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), возведено в ранг государственной идеологии в Прибалтике и Украине. И, нечего греха таить, распространено и в известных в России «либеральных» и черносотенно-«патриотических» кругах. И уже 11 проц. опрошенных, хотя и согласны с тем, что Советская Армия освободила страны Восточной Европы от фашистской оккупации, но придерживаются мнения, что вместе с тем насадила там прокоммунистические «диктаторски» режимы, угнетавшие людей и лишившие эти страны независимости.

И бороться с такими «трактовками» идейно, т.е. с точки зрения исторической правды, нынешний правящий в России режим не в состоянии. Ибо признание правды для него означало бы сдачу собственных «сувенирно-демократических» позиций. Отсюда и малосодержательный закон «О противодействии реабилитации в новых независимых государствах на территории бывшего Союза ССР нацизма, нацистских преступников и их пособников», в котором нет главного – социально-экономического определения сущности нацизма и фашизма как открытой террористической диктатуры наиболее реакционных, шовинистических, империалистических элементов финансового капитала.

Президент Медведев призывает отстоять историческую истину и обещает не позволить никому «подвергнуть» сомнению подвиг нашего народа. Но было бы хорошо подкрепить призыв и личным примером. И тут возникает вопрос: а какую истину о войне и Победе отстаивают первые лица нашего государства? И можно ли отстаивать ее, старательно обходя вопрос о том, кто с кем и за что воевал? В их славословиях по адресу Победы фигурирует, с одной стороны, абстрактный «народ», а с другой – столь же абстрактный «враг». Лишь однажды, на предпраздничной встрече с ветеранами Путин сказал, что победил советский народ, но, так и не уточнив, кого победил. Медведев вскользь упомянул о нацизме и фашисткой военной машине, но умолчав о социализме и советском строе. Вот такое «разделение позиций». А в результате как был идейный вакуум, так и остался.

Но свято место пусто не бывает. В борьбу за идеологическое наполнение праздника Победы активно включилась церковь. Патриотическая позиция православной церкви, впрочем, как и других конфессий, хорошо известна и никем не оспаривается. Но сегодня мы сталкиваемся с новыми явлениями, вызывающими, как минимум, недоумение.

…На панихиде в честь 65-летия полного освобождения Ленинграда от блокады некий петербургский иерей заявил, что блокада была «божьей карой городу за Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года. По его словам, если бы петербуржцы тогда не бунтовали, то не было бы никакой блокады и вообще Второй мировой войны. Город же устоял лишь потому, что Господь принял молитвы и покаяние людей, которые осознали свою вину и искупили ее очень дорогой ценой.

Три месяца назад на это обратили внимание немногие – мало ли кто и что скажет. Но оказалось, что иерей озвучил вполне официальную позицию Русской православной церкви. Накануне Дня Победы не кто иной, как сам Патриарх Кирилл сказал, что Победа была чудом, поскольку фашистская Германия во всех отношениях превосходила Советский Союз. И мы не победили бы в войне, если бы колоссальные напряжения и усилия людей не сочетались с горячей молитвой и верой. На войне не было неверующих, а отличие заключалось лишь в том, что одни умели креститься, а другие – нет. В то же время и те, и другие поднимались в атаку с одним воздыханием: «Господи, спаси, помоги, защити».

Пока все вроде бы ничего. Духовное лицо просто обязано во всех происходящих событиях видеть промысел божий. Но, кроме того, патриарх, упомянув, что в войне погибли почти 27 миллионов человек, выдвинул еще один, совершенно чудовищный тезис: «Народ наш искупил грех богоотступничества, разрушения святынь, отказа от Бога, поругания всего святого и великого, что было, кровью своей. Но Господь, приняв эту жертву искупления, не допустил погибели страны нашей».

Считать наш народ повинным в тяжких прегрешениях между 1917-м и 1941-м годами, борьбу за свободу – поруганием всего святого и великого – это, в конце концов, личное дело Владимира Гундяева. Чудовищно здесь другое: в представлении Патриарха Господь Бог принимает человеческие жертвы. Называть принятие 27 миллионов жизней в обмен на чудо «тайной божественного милосердия - это значит излагать не православную, не христианскую и даже не ветхозаветную, а первобытно-языческую концепцию божества. Христос не требует жертвоприношений. Христианство как вероучение стоит на том, что грехи челове6чсества искуплены две тысячи лет назад одной-единственной жертвой – крестной смертью и воскресением Христа. Ветхозаветный Иегова, правда, склонял Авраама принести ему в жертву сына, но в последний момент заменил Исаака на овна. Бог же, насылающий на свой народ бедствия за малейший грех, бог, питающийся кровью человеческих жертв – это кровожадный бог Карфагена – Ваал, он же Молох, он же Вельзевул. Только в руках Вельзевула Гитлер может быть орудием возмездия за грехи человеческие.

Тем не менее, именно эта концепция положена в основу «новой» идеологии Дня Победы, в фундамент «национальной идеи». По сути, это все та же либеральная идея, только в ином златотканом облачении. Народу в очередной раз предложено покаяться. А мы хорошо помним, что и «перестройка» начиналась именно с изуверского «покаяния». Это и понятно: режим ничего, кроме постоянного, навязываемого переживания собственной «греховности», народу предложить не может. Иначе народ может задуматься и об иных причинах своих бед.

Александр ФРОЛОВ («Советская Россия»)

Кстати.

Накануне Пасхи газета «Известия» опубликовала обращение Патриарха Кирилла к читателям газеты. Ответ Патриарху:

«Наряду с газетами «Правда», «Советская Россия», «Поиск», «Независимая газета», я выписываю и «Известия». Следовательно, Ваше обращение адресовано и мне, как читателю этой газеты.

Вы призываете людей к кротости, смирению и терпению и выражаете уверенность, что «Надежда наша – Христос Воскресший сделает  нашу жизнь полной и счастливой».

Нет, звать людей к терпению и смирению в наше время, хотим мы этого или нет, означает сохранение и закрепление того, что есть в современном буржуазном обществе России. А именно: с одной стороны, крупная буржуазия и высшая госбюрократия, в руках которых власть и украденная у трудового народа, а также нажитая путем эксплуатации крупная собственность, а с другой – прозябание и полуголодное существование миллионов бедных верующих и неверующих, отрезанных от власти.

Из религиозного сообщества слышатся голоса о том, что «олигархи и чиновники – страшные, зловредные и чудовищные люди…  вытворяют весь тот беспредел над страной, который мы видим». Разумеется, путем смирения, и терпения общество не избавится от них, тут и  Христос не поможет. Доказательством тому многовековая история человечества. И призыв к смирению и терпению – это возврат к прошлому. Во всех народных восстаниях на Руси и в трех русских революциях миллионы верующих принимали участие в борьбе за лучшую жизнь против угнетателей и эксплуататоров, а духовенство было встроено в механизм управления государством и стояло по другую сторону баррикад, в лагере царизма, помещиков и капиталистов.

Коммунисты, патриоты России поставили задачу вернуть трудовому народу все, что у него отнято: власть, крупную собственность, союзное государство братских народов. У Церкви и коммунистов есть схожие постулаты нравственности, точки соприкосновения. В среде духовенства немало священнослужителей, которые близко стоят к верующим, живут скромно, не принимают мерзости нынешней власти. Это вместе взятое и составляет основу взаимодействия. И тут важно, как  отметил в пасхальном поздравлении Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов, «во имя справедливости и равенства, правды и человечности….   мы должны объединить все наши силы в борьбе с несправедливостью, злом и тьмою, застилающими мир».

Словом, как  говорится,  на Бога надейся, а сам не плошай.

Уважающий Вас, Е.Лигачев ,

секретарь Совета Союза коммунистических партий

(СКП-КПСС), член ЦК КПРФ.