Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Сайт ЦК КПРФ
Сайт Кинешемского ГК КПРФ
Сайт С.Петербургского ГК КПРФ
Сайт Пермского ОК КПРФ
Сайт Кемеровского ОК КПРФ
Сайт Краснодарского КК КПРФ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Газета № 3 (613)     27 января 2009 года


Этот номер «Слова Правды» выйдет в свет в день, когда в 8 утра в нижней (Преображенской) церкви Храма Христа Спасителя в Москве члены Священного Синода Русской Православной Церкви отслужат Божественную литургию и литию. В полдень в том же Храме откроется первое заседание Поместного Собора. На втором (с 15.30) пленарном заседании делегаты утвердят повестку дня, программы, регламент заседаний. , а также процедуру избрания Патриарха Московского и Всея Руси. Само избрание состоится на третьем (с 17.30) заседании из предложенных накануне Архиерейским собором трех кандидатов на пост главы Русской Православной Церкви – Патриарха Московского и Всея Руси. И среди них наверняка окажутся те, о ком идет речь ниже.

«Богоборчество»

Митрополит Смоленский и калининградский Кирилл (Гундяев) без перерывов на новогодие и рождественские праздники вел свою чрезвычайно предвыборную кампанию. Во внутрицерковной среде Кирилл имеет весьма неоднозначную репутацию. Самый нейтральный эпитет, присвоенный ему церковным народом – «министр иностранных дел». Кирилл возглавляет Отдел внешних церковных связей. – ключевое ведомство Московского патриархата. Но шире митрополита знают по титулу «Табачный». Ведь подлинную славу он завоевал в середине 90-х годов по публикациям о многомиллиардных объемах сигарет, беспошлинно ввезенных в Россию как гуманитарная помощь. (Деньги от реализации сигарет указом Ельцина шли на поддержку церкви.) Потом были скандалы: водочный, автомобильный, крабовый… В результате митрополит Кирилл завоевал устойчивую репутацию самого богатого человека в РПЦ и… недоверие Кремля. Президент Путин, создавая Общественную палату, демонстративно включил в ее состав не митрополита Кирилла, а его главного оппонента – митрополита Климента (Капалина), управляющего делами Патриархии. Так Климент, занимающий Калужскую епархию, стал кандидатом номер два в преемники Алексию II.

Говорят, покойный патриарх постоянно искал способа уравновесить жесткого и могущественного Кирилла в высшем церковном руководстве. В 1996 году на волне табачного скандала, патриарх сумел восстановить управление делами Московской патриархии, назначив его главой митрополита Сергия (Фрмина). Но этот иерарх оказался слишком благодушным и через несколько лет Сергия отправили в Воронеж. Его главного партнера митрополита Мефодия (Немцова) – единственного иерарха, чье состояние могло хоть как-то конкурировать с кирилловским, - сослали еще дальше - в Казахстан.

Новым управляющим делами стал жесткий, но молчаливый митрополит Климент. И именно привычка к не публичности, максимальная закрытость сослужили Клименту не лучшую службу в патриаршей избирательной кампании. Стоило Клименту через своего брата, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) организовать в нескольких епархиях и даже в Московской духовной семинарии выборы нужных ему делегатов Поместного Собора, как тут же на весьма популярном среди православных юзеров интернет-форуме стал появляться компромат на семейство Капалиных. Среди ужасающих обвинений против Димитрия – подробные рассказы о «доведении до самоубийства» трех тобольских семинаристов , о замуровывании при реставрации кафедрального собора в бетон (через шурфы для укрепления фундамента) мощей тобольских святителей. Руководство Троице Сергиевой лавры, предоставившее свой сервер для размещения форума, поначалу тут же заблокировало доступ к нему. Но тут же разблокировало после давления, оказанного, по словам диакона Андрея Кураева, лицом, имя которого диакону «даже страшно сказать». И разоблачения в интернет-форуме продолжаются.

Однако пока сцепились московские тяжеловесы – «министр иностранных дел» и «премьер-министр» (так уместнее всего назвать управделами в РПЦ), из-за российско-украинской границы поднимается супертяжеловес, выдвижение которого кандидатом патриархи спутало все карты московским церковным политикам. В самом конце декабря украинский епископат Московского патриархата выдвинул своим кандидатом в патриархи митрополита Киевского Владимира (Сабодана). Супертяжеловес он не только потому, что возглавляет почти половину всех приходов Московской патриархии, но и потому, что служит в независимом от Кремля месте.

Митрополит Владимир был кандидатом в патриархи на Поместном соборе 1990 года. Дошел до последнего тура, где уступил победившему Алексию всего 13 голосов из более чем 500 голосовавших. Сегодня же кандидатура митрополита Киевского имеет как перед Кириллом, так и перед Климентом, даже ряд преимуществ.

Метрополиты Климент и Кирилл

Метрополит Владимир

В отличие от Кирилла, митрополит Владимир не участвовал в финансовых операциях. В отличие от жесткой манеры служения и проповеди митрополита Кирилла Владимир служит мягко, а говорит тихо. Какого-либо существенного «компромата» на него нет, а демонстративная независимость делает его для широких церковных кругов только более привлекательной кандидатурой. В отличие от Климента Владимира нельзя назвать непубличным. В условиях свободной конкуренции религиозных конфессий на Украине Владимир вынужден постоянно выступать в СМИ, причем нередко в режиме не монологов, а полемики.

Стоит заметить и то, что украинский епископат Московского патриархата при голосовании за патриарха обладает «блокирующим пакетом». По Уставу РПЦ 2000 года, за патриарха голосуют все соборяне, но результаты их голосования вступают в силу лишь после одобрения 2/3 голосов епископов. Украинский епископат, в отличие от российского, формировался без всякого участия Москвы – иерархов в Украине назначает собственный синод в Киеве. И складывается несколько парадоксальная для РПЦ ситуация – судьбу московского патриаршего престола решают лица, к избранию и назначению которых Московская патриархия никак… не причастна. И надо полагать, что на прошедшем 18 января в Киеве Соборе Украинской церкви Московского патриархата с участием всех делегатов Поместного собора от украинских епархий договорились об общей тактике поведения на Соборе в Москве. И потому не исключается и такой вариант развития событий на Поместном соборе в московском Храме Христа Спасителя. Если голосование за патриарха зайдет в тупик, то украинская делегация согласится на предоставление Украинской церкви канонической автокефалии (полной независимости от Москвы) и, получив ее, покинет Собор и изберет собственного патриарха в Киеве. В таком случае выборы московского патриарха продолжатся (с учетом нынешних, мягко говоря недружественных отношений России с Украиной) и без всякого участия «украинского элемента». С другой стороны, трудно представить, что председательствующий на Соборе как местоблюститель патриаршего престола митрополит Кирилл пойдет на потерю 11 тысяч приходов ради собственного избрания главой оставшейся части РПЦ.

За рамками первой тройки наиболее вероятных кандидатов в патриархи (митрополиты Кирилл, Климент, Владимир) находятся и другие иерархи. Хотя и менее известные, но тоже с амбициями. Сотрудник Белорусского экзархата рассказа автору этих строк, как Минский митрополит Филарет (Варфоломеев) всячески намекает своему окружению, что готовится к переезду в Москву. И этот кандидат вполне мог бы устроить Москву, если бы не чрезвычайно тесные его личные связи с Лукашенко.

В Интернет-голосовании второе место вслед за митрополитом Кириллом занимает мало известный в Москве архиепископ Томский Ростислав (Девятов). Его представляют своеобразным идеалом монаха-аскета, который, став патриархом, отделит, наконец, церковь от политики.

Если в Кремле решат, что с окончательным выбором патриарха надо повременить, в качестве переходных фигур могут выдвинуться и старшие постоянные члены Синода – митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), и Санкт-Петербургский Владимир (Котляров)…

«А где же во всей этой политике и интригах место для воли Божией, для его всеблагого Промысла?» - воскликнет благочестивый читатель. Оно – в древней традиции выбирать патриарха по жребию из трех кандидатов, набравших на Соборе наибольшее уколичество голосов. Так избрали в 1917 году патриарха Тихона.

Александр Солдатов («Новая газета»)

 

Кстати о Патриархе Тихоне.

Владлен Логинов, профессор: 21 ноября 1917 года, уже после Октябрьской революции, 235 лет спустя у Русской Православной Церкви снова появился Патриарх. В этот день в Успенском соборе Московского Кремля на патриарший престол был возведен Тихон (в миру Василий Иванович Белавин). В своей речи новоизбранный Патриарх заявил, что РПЦ должна стоять вне политики. Эту мысль повторял и позднее: « Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение ». И отказался благословить и Белую, и Красную армии. Однако в ходе ожесточенной Гражданской войны места для «нейтральной полосы» не оставалось. Не удержался патриарх Тихон в стороне от политики. И после Гражданской войны, когда российское Поволжье, Зауралье поразил жестокий неурожай и вызванный этим голод, что многие священнослужители, миряне восприняли как личную беду, для преодоления которой грешно не поступиться ни серебром, ни златом, Тихон возглавил наиболее реакционную часть духовенства, что 27 июня 1923 года откровненно признал: «Я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям… Я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя… Я отныне Советской власти не враг». В ту пору управделами Высшего церковного совета А.И.Новиков в связи с этим заявил: «Покаяние Тихона не было для нас неожиданным. Зная Тихона, как верующего человека, мы были убеждены, что чувство христинаского долга восторжествует над политическим заблуждением».

Узнав о кончине Владимира Ильича Ленина, множество приходов и мирян обратились к Тихону с вопросом: могут ли они служить панихиду по Владимиру Ильичу?» На что Тихон 25 января 1924 года ответил заявлением в газетах: «По канонам Православной церкви возбраняется служить панихиду и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучен от церкви… Но Владимир Ильич не отлучен от православной церкви высшей верховной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души». Тогда газеты опубликовали и другое заявление: «Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства… Грядущие века да не загладят в памяти народной дороги к его могиле, колыбели свободы всего человечества. ... Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе…»