Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Сайт ЦК КПРФ
Сайт Кинешемского ГК КПРФ
Сайт С.Петербургского ГК КПРФ
Сайт Пермского ОК КПРФ
Сайт Кемеровского ОК КПРФ
Сайт Краснодарского КК КПРФ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Газета № 48 (561)     19 декабря 2007 года


Об итогах выборов в Государственную Думу пятого созыва
и задачах коммунистов в избирательной кампании по выборам
Президента РФ

Доклад первого заместителя Председателя ЦК КПРФ И.И. Мельникова

Четыре года мы ждали думские выборы. Готовились к ним с надеждой, что после 2 декабря ситуация станет иной, что сможем изменить для нас, как для единственной оппозиции, расклад сил в парламенте. Если говорить о формальной стороне дела, КПРФ набрала 11,57%, - меньше, чем в 2003 году . В то же время партия власти, партия союза крупного капитала и бюрократии, «Единая Россия», получила стабильное конституционное большинство, которое исключает перспективы для нормальной работы Государственной Думы. 

 Выходит, мы должны быть расстроены? Выходит, наши усилия были напрасны? Выходит, наши ожидания были беспочвенны? Нет, это не так. Вспомним 2003 год. По форме – похожая ситуация. Проделанная работа, ощущение равного противоборства с властью, и вдруг - резкое падение процента поддержки, серьезное сокращение фракции, усечение пространства для парламентской борьбы. Но можно ли сравнивать 2003 и 2007 годы? Ответ очевиден: совершенно нет. Ведь кроме формальной стороны дела существует еще и содержательная. И одна из целей съезда – проанализировать проделанную нами предвыборную работу. Понять, на какую поддержку мы можем опираться в дальнейшем. Поставить ряд конкретных задач на президентскую кампанию. Обрисовать контуры ряда новых стратегических задач.

  Не будет преувеличением сказать, что в течение всех четырех лет, с учетом результата 2003 года, на пленумах ЦК и семинарах секретарей мы постепенно обновляли свой анализ ситуации и ставили новые задачи в таких направлениях работы как: агитационно-пропагандистская, информационная, контрпропагандистская, протестная, организационная, кадровая. Определились и скорректировали тактику сочетания парламентской и внепарламентской борьбы. Какие-то задачи так и остались на бумаге, но очень многое было взято на вооружение, в той или иной форме внедрено в практику ЦК и региональных организаций. В этот же период во многих регионах к руководству пришли новые энергичные руководители, в целом простимулировано вливание свежих сил в первый эшелон партийного актива. Все четыре минувшие года единой политической нитью связала борьба за организацию Всероссийского референдума. И он был осуществлен. Потребовавший от беспрецедентных организационных усилий он стал проверкой партии на прочность. Мы провели десятки региональных выборов, которые позволяли что-то пробовать в работе с гражданами, от чего-то отказываться, в целом отрабатывать и налаживать ведение кампании на новом современном уровне.  

К выборам 2007 года, исходя из решений отчетных конференций региональных отделений партии и внеочередного XII съезда КПРФ, всеми без исключения партийными подразделениями проделана большая работа по мобилизации всего потенциала на участие в кампании по выборам депутатов Госдумы пятого созыва. Координацией в организации выборной кампании в ЦК КПРФ вплотную занимался специальный Штаб по выборам. По аналогии с ЦК были аналогичные штабы созданы в 80 региональных отделениях КПРФ и в наиболее крупных местных отделениях. Остановлюсь на некоторых качественно новых подходах в их деятельности. 

Первое. Ранний старт. С учетом опыта предыдущих избирательных кампаний на этот раз массированная агитационная работа началась раньше официального старта предвыборного периода. В связи с ограниченным доступом к телевидению альтернативой стала печатная продукция. В основном упор на массовую газету классического формата. В отличие от листовок газета не воспринимается как сугубо агитационно-рекламный продукт. Общий тираж федеральных спецвыпусков КПРФ еще до начала предвыборной кампании превысил 28 миллионов экземпляров. Таким образом, удалось закрепить за собой актуальные темы кампании. Дополнительным элементом предварительной агитации стали плакаты и наклейки общим тиражом около 600 тысяч экземпляров. Кроме того, ЦК раньше обычного подготовил диски для регионов с макетами агитационных материалов. Фактически у нас было «рабочее лето». Этот факт отмечен даже политологами-рупорами власти, которые прямо заявляли, что у КПРФ «трудовая кампания», и «пока все гуляли, коммунисты вели работу».  

Второе. Новая кадровая политика при составлении избирательных списков. Кадровая комиссия ЦК совместно со Штабом максимально тщательно готовили списки по принципу, что значительная часть региональных первых секретарей, чья работа куда полезнее и важнее в собственных регионах, либо не идут на выборы, либо идут не на первых ролях. Это было встречено с пониманием на местах. Во многих региональных группах на верхние строчки списка были поставлены либо молодые партийные работники, либо авторитетные в самых разных сферах личности, либо известные в партии личности, которые освежили внимание к избирательной кампании региональной организации партии. 

Третье. Привлечение новых союзников. Проведенные перед выборами переговоры на региональном уровне позволили расширить круг традиционных союзников. Так, удалось официально заручиться поддержкой со стороны ряда отделений бывших «Российской партии пенсионеров» и партии «Родина», что позволило не только говорить о консолидации сил вокруг КПРФ, но и привлечь к работе актив этих отделений. На завершающем этапе кампании мы также получили поддержку от партии «Народный Союз», «Российской партии соотечественников», от Общероссийской общественной организации «Союз» и некоторых видных общественных деятелей.  

Четвертое. Эффективность в финансовых решениях. Мы никогда не имели, и вряд ли будем иметь такие заоблачные средства как наши оппоненты. Но в целом сумели накопить необходимые финансовые ресурсы, рассчитать их полноценное и эффективное использование. Нам очень помогли наши сторонники, откликнувшиеся на акцию-сбор пожертвований для кампании в разы охотнее, чем мы предполагали изначально. КПРФ - единственная партия, которая, по большому счету, вела кампанию не только на основе наказов граждан, общественного мнения, но и в значительной степени благодаря их материальной поддержке. Оправдала себя тактика первичного накопления средств на партийном счете. 

Наконец, пятое: тактические установки. Мы не раз говорили, что на одной критике строить борьбу невозможно. Что нужно в большей степени перевести вектор на созидательную программу, связанную не только с возвращением советских достижений, но и привязанную к сегодняшней ситуации. Показать, что мы будем делать завтра в существующей обстановке. И именно эта позиция легла в основу нашей предвыборной программы, нашей агитации и пропаганды. Нам было с чем идти на выборы, мы были вооружены аргументацией. Наша предвыборная программа была пошаговой, ясной, позитивной. Кроме того, мы выбрали верную линию ведения кампании, разделив предвыборное поле на две части, жестко противопоставив себя власти, выделив себя в качестве не только единственной оппозиции, но и единственной силы, предлагающей внятную альтернативу. Не дрогнули, когда Президент возглавил список «Единой России». Если от такого шага от других партий полетели щепки, то нашу партию этим сразить было невозможно.

Раннее начало, кадровые нововведения, четко расписанный бюджет, ясная тактика были прочной стартовой площадкой для самого ответственного периода и позволили войти в решающий этап кампании в качестве весомой политической силы . Оценить, что же удалось, что мы упустили из внимания можно только на основе тщательного анализа результатов выборов.   

 * * *

 Но прежде следует обрисовать ситуацию, в которой проходили выборы. Для власти стоял вопрос получения конституционного большинства в Госдуме, рейтинга Путина и его будущей политической жизни. Кремлю нужна было доказать, что Президент пользуется заоблачной поддержкой. И потому нельзя было допустить результата «Единой России» ниже 65%. Было введено в действие то, что они так тщательно готовили и настраивали все четыре года – машину воспроизводства своей власти. Около 70 человек в списках «Единой России» заняли министры и губернаторы. По государственному телевидению ежедневно велась массированная прямая и скрытая агитация в пользу партии власти. Под особый контроль и учет с целью командного голосования были взяты работники социальной сферы и силовых структур. Если в 1999 году в ходу были 549 тысяч открепительных талонов, в 2003–м 570 тысяч, то на этих выборах около 1 миллиона 600 тысяч. На предприятиях широко использовались переносные урны, участки голосования по месту работы. Проголосовать можно было по паспортам без регистрации по месту жительства и вообще без открепительных удостоверений. Резко, на треть, подскочило число «проголосовавших на дому». К формированию нужного результата были привлечены даже лица без определенного места жительства. Были брошены абсолютно все финансовые ресурсы, в том числе колоссальные, превышающие миллиард рублей финансовые средства. 

Власть делала все, чтобы подменить голосование за партии референдумом в поддержку Президента, который возглавил список «Единой России». А когда вопрос поставлен о доверии Президенту, то ответов всего два: «да, доверяю» и «нет, не доверяю». И в этой конфигурации в принципе нет места вопросу о симпатии либо антипатии к нашей партии как к выразителю интересов народа в Государственной Думе. Тогда как партии-спутники «Единой России» : ЛДПР, «Справедливая Россия», Аграрная партия, «Гражданская сила» и другие попали в уязвимое положение, так как невозможно одновременно и поддерживать Президента и рекламировать собственную партию.

Каким оказался результат 2 декабря? Из более 109 миллионов избирателей в выборах участвовали около 70 миллионов - 64%. Вот только интересно, откуда резкий рост избирателей при сегодняшних темпах вымирания населения? По данным ЦИК, «Единая Россия» набрала около 45 миллионов или 64,3% голосов избирателей. Для сравнения в 2003 году – около 23 миллионов избирателей и 37,6% всех голосов. Таким образом, основная партия власти формально набрала в два раза больше голосов, чем в прошлый раз. Откуда эти голоса, какие ресурсы использованы. 

Ресурс первый: рейтинг Президента. По усредненным оценкам, он дал «Единой России» дополнительно 10-15%.голосов. Личное участие Президента в выборах оказало существенное влияние на выбор миллионов пожилых людей, которым не интересны ни споры о демократичности руководителя государства, ни, по большому счету, дискуссии о перспективах страны. Им нужны были новые обещания, и обещания Президент говорил каждый день по много раз.    

Ресурс второй: национальные республики , где царят феодальные порядки, и голосование за партию власти зашкаливало за 90%. Только на северокавказские и поволжские республики приходится более 9 миллионов – около пятой части голосов за «Единую Россию». Фактически республики стали «поясом фальсификации», зоной беспредела. На участке 2481 в Куюргазинском районе Башкирии, по сообщению наблюдателей, бюллетени опускали в урну пачками. В другом районе, Стерлибашевском, на одного избирателя выдавали по два бюллетеня. В Кармаскалинском районе по списку получено 23 бюллетеня, а «проголосовали» 144 человека. В Дагестане, передвигаясь на автобусах, «пассажиры» голосовали на разных участках по несколько раз. В Мордовии изображали своеобразное «семейное голосование», вбрасывая десятки бюллетеней, якобы от членов семьи. Повсеместно наблюдались незаконная агитация и агрессивное преследование наблюдателей.

Ресурс третий: сельская местность, где проголосовало более 20 миллионов избирателей, и почти 80% из них - за «Единую Россию». Следует признать, что на селе проходит не голосование, а электоральный сбор урожая голосов с избирателей, доступ к которым сегодня имеют только местные органы власти.  

Ресурс четвертый: грязные технологии и фальсификации по всей стране в целом. Почти 4,5 миллиона голосовали вне помещений для голосования и еще более 1 миллиона человек - по открепительным удостоверениям. В сумме это около 8% избирателей от принявших участие в выборах. Использовались и старые приемы: изменение итоговых протоколов, их подмена на пути из участковой избирательной комиссии в территориальную, из территориальной в систему ГАС-выборы. И это происходило в основном там, где не было контроля за голосованием.

Вот технология- 45 миллионов голосов за «Единую Россию». Аналогично в Госдуму властью протащены ЛДПР и «Справедливая Россия», которые при честных выборах и честном подсчете голосов, не имели бы никаких шансов перейти барьер 7%. 

ЛДПР получила более 5,6 миллионов или более 8% голосов. Для сравнения в 2003 году - около 7 миллионов и 11,5% голосов. То есть на самом деле они ухудшили свой результат. «Справедливая Россия» получила 5,3 миллионов или 7,7% голосов. В 2003 году партия «Родина» имели 5,47 миллиона и 9% голосов. А это значит, что проект Миронова даже формально не оправдал политических слияний трех партий.    

КПРФ получила более 8 миллионов голосов – 11,6%. В 2003 году – за нас проголосовали 7,6 миллиона - 12,6%. Общий процент поддержки ниже, а прирост в абсолютном числе избирателей на полмиллиона человек.

Власть задействовала три основные технологии снижения результата КПРФ. Первая – искусственная накачка явки в пользу «Единой России». Вторая, и наиболее важная - сумма разных форм фальсификации, которыми у нас украли от 5 до 10% голосов. Но и в этих условиях нас стало в Госдуме на 10 депутатов больше.

Наибольший показатель поддержки нашей партии в Тамбовской области, где КПРФ поддержали более 19% голосовавших избирателей. В Орловской и Брянской областях КПРФ поддержали соответственно 17,58% и 17,09% активных избирателей. Высокий процент голосования за КПРФ от 15 до 17% голосов зафиксирован в Алтайском крае, Самарской, Новосибирской, Воронежской, Волгоградской, Белгородской, Рязанской и Смоленской областях. Если говорить об абсолютном приросте числа сторонников КПРФ, то наибольший рост в Москве, где партия добавила к числу наших избирателей почти 250 тысяч новых сторонников. По сравнению с 2003 годом это почти 85% прироста. В Московской области прирост голосовавших за КПРФ составил 65%. В Санкт-Петербурге рост на 103 тысячи голосов - 74% прироста. В Воронежской, Челябинской, Свердловской областях и в Красноярском крае прирост составил от 42 до 30 тысяч голосов, во Владимирской, Кемеровской и Ленинградской областях прирост к 2003 году составил от 19 до 35%. Суммарный прирост голосов в вышеперечисленных 10 субъектах составил более 740 тысяч голосов.

У разных регионов, конечно, были разные стартовые цифры-ориентиры. Но в целом можно отметить, что в более чем 30 субъектов РФ также наблюдался абсолютный и относительный прирост голосов за КПРФ. От 119 человек в Ивановской области, 326 человек в Магаданской области и Ненецком А.О. до 19 тысяч голосов в Белгородской, 17,8 тысяч в Калининградской и 17 тысяч голосов в Мурманской областях. Относительный рост от 0,2% к 2003 году в Ивановской области до 59% в Мурманской и 43% в Калининградской областях. В 39 субъектах России зафиксирована абсолютная убыль числа наших сторонников, что суммарно составило более 600 тысяч человек. Наибольшая убыль - в Дагестане, где потеряны 108 тысяч голосов (половина от голосов 2003 года) и Башкортостане, где поддержка снизилась на 95 тысяч голосов - 33%.

Но еще раз нужно это оговорить: этот анализ в значительной степени опирается на цифры ЦИК, а потому не дает возможности объективно установить скрытые тенденции выборов. Но даже официальные результаты показывают выравнивание поддержки КПРФ в регионах и таким образом, позволяют говорить о существенном уровне поддержки КПРФ практически по всей, за вычетом ряда республик, России. И это подтверждает статус КПРФ как общенациональной партии, сторонники которой составляют повсеместно значимую часть общества .

С одной стороны, уже не столь ярко выделяется на территории страны «красный пояс» в южных, преимущественно аграрных регионах, которые оказались наиболее податливыми к административному воздействию. Но с другой стороны это компенсируются притоком новых избирателей в городах, на севере Европейской части России, на Урале и отчасти на востоке страны. Поддержка КПРФ связана уже не с региональными расколами, не с фактором присутствия или отсутствия во властных структурах наших представителей, а с повсеместным социальным расслоением российского общества и формированием оппозиционно настроенных социальных групп.

При этом более выпукло подтвердилось то, что мы наблюдали последние пару лет: типичной особенностью поддержки КПРФ в последние годы стал городской избиратель. Причем в большей степени в крупных городах. О том свидетельствуют итоги выборов по Москве, Санкт-Петербургу, Московской области, ряду мегаполисов, таких как Омск, Новосибирск, Красноярск, Воронеж… Именно в крупных городах отмечаются тенденции к увеличению электората КПРФ за последние четыре года. Уходит в прошлое традиционное представление о городах, как «цитаделях антикоммунизма», для которых якобы характерно органическое отторжение КПРФ и ее идеологии.

Городские центры пережили этап своего «увлечения» либеральной фразеологией в 1990-х годах, и в них растет интерес к левым силам. Чем это объяснить? Отчасти более высоким уровнем контроля над выборами, что снижает уровень фальсификаций. Поэтому успехи в городах труднее «отнять». Но изменения происходят и в самом обществе: в городах растет социальное расслоение, по итогам радикальных реформ люди все больше и все резче делятся на «выигравших» и «проигравших», и последние начинают склоняться на сторону оппозиции. Необходимо тщательнее изучать эту тенденцию, определять те города и те социальные группы в городах, которые способны стать новой опорой КПРФ.

О выравнивании региональной поддержки КПРФ свидетельствуют положительные тенденции на севере европейской части страны , в северных регионах Центральной России , то есть там, где в 1990-е годы поддержка КПРФ находилась на самом низком уровне. На выборах 2007 года в большинстве этих регионов произошло увеличение электората КПРФ. Результаты выше среднего показали Калининградская, Тверская, Костромская, Кировская, Ярославская области, Ненецкий АО. Яркими примерами позитивной динамики служат Мурманская область - рост поддержки КПРФ на 3,7%, Архангельская область – рост на 3,6%, Карелия – рост на 2,8%. Сдвиги в лучшую сторону также произошли в Ленинградской и Вологодской областях, в Республике Коми. В Псковской и Новгородской областях число избирателей КПРФ также выросло, хотя процентный показатель и упал.

Положительными оказались результаты КПРФ в уральских регионах , которые тоже традиционно относились к числу неблагоприятных. Хотя результаты здесь пока остаются ниже среднероссийских, число избирателей КПРФ и процентный показатель существенно выросли в Пермском крае и Удмуртии. В Свердловской и Челябинской областях избирателей КПРФ тоже стало больше, хотя и не удалось добиться роста процента. 

Тот факт, что улучшение результатов КПРФ характерно для определенных географических зон, свидетельствует о тенденциях, связанных как с хорошей работой региональных партийных организаций на выборах, так и со сдвигами в самом обществе. Ранее неблагоприятные северные и уральские регионы, испытывая социальное расслоение, теперь склоняются к поддержке КПРФ.

В то же время, еще раз подчеркнем, главную проблемную зону для КПРФ представляют сегодня национальные республики. Они составили 7 из 13 регионов, в которых КПРФ не набрала 7% голосов. К ним добавляются и четыре автономных округа. Напомним, что в середине 1990-х годах в республиках голосовали за КПРФ очень хорошо, и некоторые республики были даже среди лидеров. Так что вопрос – явно не в настроениях людей. На выборах 2007 года положительные сдвиги произошли только в Калмыкии и в Якутии. Результат по Калмыкии оказался выше среднего по стране. Результаты по Адыгее и Чувашии остались выше среднероссийских, но в обоих случаях отмечалась потеря избирателей. Сегодня целесообразно предпринимать меры, направленные на усиление и активизацию партийных организаций во всех национальных республиках и, прежде всего, в наиболее крупных городах. Также важно привлекать на сторону КПРФ представителей титульных национальностей, а в предстоящей избирательной кампании активнее ставить вопросы национальной политики, не решаемые властями. На данном этапе никак иначе бороться с местными властями не получится.

В Центральной России в целом результаты выборов оказались неплохими. Позитивные тенденции отмечены прежде всего в регионах, окружающих Москву: в Смоленской, Калужской, Рязанской, Владимирской областях, а также в уже упомянутых Тверской, Ярославской, Костромской областях. Во всех этих регионах, а также в Тульской области КПРФ выступила лучше, чем по России в целом.

 По всей видимости, эти сдвиги можно объяснить в том числе и тем, что на сторону КПРФ перешла, а точнее, мы вернули и значительную часть бывших избирателей «Родины», которая фактически отобрала у КПРФ часть голосов в 2003 году. Улучшение наших результатов КПРФ было характерно и для регионов, в которых «Родина» пользовалась определенным успехом. Это хороший сигнал, означающий, что современный левый избиратель, избиратель ищущий, не принадлежащий к ядру нашей поддержки, уже готов отличать настоящее от подделки и не перешел к левым карликам власти. Не растерять эту особую группу избирателей во время президентской кампании – одна из важнейших задач, которая требует особой проработки во всех аспектах агитационной работы.

В южной части Центральной России и тем более в Поволжье и на Северном Кавказе, в сущности, продолжилось «размывание» прежнего «красного пояса» с одновременным ростом поддержки в этих регионах «Единой России». Так, если в Орловской, Белгородской, Тамбовской, Воронежской, Пензенской областях КПРФ выступила уверенно, то в большой группе южных и поволжских регионов нас во многом спасает «запас прочности» прошлых лет. Он позволяет добиваться хороших результатов, превышающих среднероссийские, но, к сожалению, с заметным уменьшением поддержки КПРФ (Брянская и Липецкая, Саратовская, Волгоградская, Оренбургская области). В Курской, Ульяновской, Ростовской областях, Ставропольском крае результат даже ниже среднероссийского. А в Астраханской области и вовсе упал ниже 10%-ной отметки. Отдаленная от Москвы глубинка на Юге и в Поволжье все больше и больше подчиняется «Единой России», и это связано с сельскими районами и малыми городами, в которых проживает значительная часть населения южных регионов. Задача по усилению нашей работы на Юге и в Поволжье становится сейчас одной из первоочередных, учитывая, что там проживает очень большое число избирателей, причем в основном – наших же избирателей 90-х годов.  

Повышенного внимания требует ситуация и в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь в первой половине 2000-х годов намечались важные сдвиги в пользу оппозиционных сил. Понимая это, партия власти усиленно занялась этими регионами. Подлинный прорыв случился только на Сахалине. Но меньше стало наших сторонников в Хакасии, Алтайском, Красноярском, Приморском краях, Магаданской, Новосибирской и Омской областях, Еврейской АО. Увеличилось число избирателей КПРФ в Якутии, Хабаровском крае, Кемеровской области, Ханты-Мансийском АО. Но весьма значительно число регионов, где результаты КПРФ ухудшились по всем параметрам – Иркутская, Читинская области, Бурятия, Тыва. В Западной Сибири проблемными для нас оказались Томская область и Республика Алтай, Ямало-Ненецкий АО. На Дальнем Востоке – Камчатский край, Амурская область, Чукотка. Несмотря на старание наших организаций, пока не выбираем весь потенциал поддержки, который заложен в этих регионах и к президентским выборам там необходимо усилить нашу работу.

 Какие еще выводы следуют за анализом региональных тенденций?

  Вывод первый. На выборах не было равных условий. Выборы не были честными. Легитимными мы их не признаем, и будем обжаловать их итоги в Верховном Суде. И нам есть с чем идти в судебные органы. Помимо отслеживания всех фактов в ходе кампании в день голосования партия направила для контроля за ходом голосования более 300 тысяч человек. Ими зафиксированы тысячи фактов нарушений. Уже подготовлены около 700 жалоб в органы прокуратуры и порядка 8 тысяч жалоб направлены в избирательные комиссии различного уровня. Кто-то скажет, что лучше было сложить мандаты. Но это имеет смысл только в случае, если бы спровоцировало повторные выборы. В противном случае это стало бы подарком нашим оппонентам. А нам, как серьезной политической силе, нужен результат. И с юридической точки зрения мы будем методично и постоянно оказывать на власть давление. И по многим нашим жалобам будем требовать самого сурового наказания виновных. Проще говоря, мы должны добиваться, чтобы нарушители понесли уголовную ответственность. Юридическая работа должна стать на текущий период максимально публичной, громкой такой, чтобы число желающих действовать тем же образом в день выборов Президента хоть немного сократилось.

Вывод второй . Уменьшение процентного показателя с 12,65% до 11,6% не должно расцениваться как признак дальнейшего, после 2003 года, снижения рейтинга КПРФ. Результаты КПРФ на думских выборах как раз свидетельствуют о большом потенциале нашей партии. Мы можем уверенно, без каких-либо преувеличений, без желания выдать желаемое за действительное заявить: за последние четыре года, несмотря на некоторую внешнюю стабилизацию социально-экономической ситуации и массированную пропаганду власти, поддержка коммунистов в народе не снизилась. Количество избирателей КПРФ на выборах 2007 года выросло в сравнении с выборами 2003 года по стране в целом более чем на 400 тысяч человек. И примерно в половине субъектов федерации: в 46 регионах из 85. Важно обратить внимание на тот факт, что часть избирателей, не участвовавших в выборах 2003 года, отдала свои голоса не «Единой России», а КПРФ. Таким образом, сейчас можно говорить о стабилизации поддержки КПРФ и о тенденции к ее некоторому росту.

Вывод третий. Мы более серьезно должны всмотреться в социальные и возрастные группы, в аспекты работы с этими группами. Перед выборами мы не раз говорили, что приоритетными группами для нашей работы являются пенсионеры, работники бюджетной сферы и сельские жители. По логике это так. Действительно, по своей проблематике, по направленности нашей программы мы совершенно ясно апеллируем к этим группам. Мы ждем их поддержки. Мы знаем, как их защитить. Но выборы показали: не эти группы стали нашей опорой. Эти социальные группы стали, скорее, опорой власти. Подавляющее большинство не по своей воле. Просто на сегодняшний день это слабые, зависимые от начальства, от служебного положения, и просто от своего быта люди, многие из которых еще и перепутали две принципиально разные вещи: социальную поддержку и защиту со стороны государства с подачками и обещаниями захватившей власть коммерческой бюрократией, превращающей государство в финансовую корпорацию. В душе, идейно, подавляющее число пенсионеров, бюджетников, селян нас поддерживает. И потому за них и дальше следует бороться, следует еще жестче противопоставлять КПРФ партии власти «Единой России». Тем более что многие социальные проблемы этих групп с начала следующего года из-за роста цен, тарифов снова обострятся.

Нынешний результат нам удалось получить во многом за счет наемных работников промышленных областей, за счет технической и гуманитарной интеллигенции, позиция которой характеризуется своеобразной политической «фрондой» и раздражением от качества жизни. За счет молодежи, в том числе за счет критически мыслящих людей, голосовавших из протестных настроений. Это голоса людей, стремящихся к объективной информации, желающих не подачек власти, а нормальной качественной жизни. Наемные работники, о которых мы уже говорили как о социальной группе, потерявшей уверенность в завтрашнем дне, подвергающейся эксплуатации и не видящей для себя жизненных, финансовых, карьерных перспектив, уже не просто перспективная группа, они уже дают нам поддержку. Нужно более глубоко работать сегодня с этими людьми. Что касается интеллигенции и молодежи, то характерным выражением усиления этой поддержки стала победа КПРФ на избирательном участке в МГУ. Нужно активно использовать все подобные примеры в течение грядущей кампании. Такие факты сами по себе могут заставить многих переосмыслить отношение к КПРФ. 

Нам часто говорят о «вымирающем электорате», что, дескать, снижает наши шансы. За прошедшие 15 лет не стало многих, кто голосовал за нас. Но поддержка-то растет. Значит это новая поддержка. И нужно быстрее учиться работать с этими категориями людьми, чтобы они не разочаровывались, отдавая за нас свой голос. Партия должна шире опереться на смелых и независимых людей, которые готовы бороться, которые думают не только о том, чтобы повысили заработную плату или пенсию, но начинают мыслить системно, начинают понимать, что нынешняя власть не заинтересована в решении их проблем. И главное их требование к нам, как показывает общение с гражданами, - более ясная программа-максимум. Мы шли на выборы с хорошей программой. Она отработана, должна и может работать на партию и дальше. Но на будущее мы должны сильнее и глубже отразить в ней интересы новых категорий своих избирателей. 

Вывод четвертый. Нельзя сказать, что на выборах была борьба либеральной идеи и идеи левой. Это мы вели такую борьбу, потому что отчетливо понимаем, что в стране проводится либерально-радикальный курс. Но власть особенно не пыталась вступать с нами в полемику, даже больше: наши предложения и лозунги активно перехватывались. Борьба шла в другом направлении. Была борьба между административной манипуляцией и нашей агитацией. Именно поэтому, если и можно сказать о нашем поражении, то только о технологическом. А если говорить об идейных настроениях, то речь может идти только о нашей победе. Но как бы мы не агитировали дальше, что бы мы ни делали, мы всегда, в том числе в президентской кампании, будем упираться в систему тотального произвола в мордовском духе, когда партия власти на отдельных участках получала даже более 100%.

Против этого есть два выхода.

Первый: еще более серьезное внимание системе контроля . Это теперь не просто часть работы, это чуть ли не ключевая ее часть. На этих выборах мы жестко проконтролировали примерно 70% участков. Этого явно мало. Нужно искать новые возможности, так как опыт показывает: при наблюдателях в любом случае нарушений меньше. Учесть это для президентских выборов – задача первостепенной важности, и заниматься этим надо немедленно.

Второй: нужно понимать, что система фальсификации не может держаться только на действиях властей. Она держится и на прямом включении в нее части общества. И наш соперник сегодня не столько власть, лицо которой мы умеем раскрывать в своей агитации. Наш соперник – страх людей идти против ветра пропаганды, против административной машины. Впервые в этом избирательном цикле даже социологи зафиксировали усилившееся нежелание людей говорить о своих политических предпочтениях, нежелание доверять даже тому, кто опрашивает. Наша агитация нуждается не только в еще более метком слове, но и ряде стратегических организационных действий. П о-прежнему очень остро стоит проблема укрепления своей партийной сети, чтобы через нее наши идеи глубже проникали в общественные ткани: на производство, на предприятия, в подъезды. Там нужны внутриотраслевые коллективы, свои «агенты-агитаторы». И не под выборы, а постоянно. И в этом плане одна из наших задач превратить те миллионы людей, которые нас поддержали, из людей «проголосовавших за КПРФ» в людей проявляющих свою позицию, заряжающих ею других, способных каждый на своем месте бросить вызов давлению, не смолчать, а совершить поступок. И тогда на давление сверху всегда будет отпор снизу. Наша сверхзадача в этом плане, чтобы граждане сами не позволяли использовать себя. Нужен своего рода «нравственный бунт» общества в борьбе за право делать выбор самостоятельно.

Вывод пятый. Мы сохранили за собой и укрепили статус единственной реальной оппозиции в стране. Исчезла с политической карты партия «Родина». После минувших выборов фактически окончательно выброшены из политической системы заявлявшие о своей оппозиционности «Союз правых сил» и прочие правые партии. «Яблоко», по сути дела, потеряла статус общефедеральной партии и сегодня жизнеспособна разве что в Москве и Санкт-Петербурге. «Оппозиционная» пародия, которой занимается «Другая Россия», оказалась совершено невостребованной в обществе и находится за бортом политического процесса.

Кремлевской «Справедливой России» не удалось привлечь на свою сторону избирателей КПРФ и занять нишу партии. Если «СР» где и получила проходной результат, то в основном в регионах, где ее представляли известные местные политики, выступающие с «левыми» лозунгами, либо где было обилие средств. Например, этим объясняется их результат в Астраханской области и Санкт-Петербурге. Срыв запланированного бенефиса Сергея Миронова во многом наша заслуга. Мы верно выбрали линию поведения, и сумели убедить избирателя в профанации социалистических идей со стороны отряда ряженых чиновников.

Но мы не должны расслабляться. Власть впустила этот проект в Госдуму не случайно, а специально и будет раскручивать его на перспективу, пытаясь занять весь левый фланг левой партией западного образца, напоминающей профсоюз в рамках капиталистической системы. Во время президентской кампании, в ситуации, когда эта партия полностью поддержала курс нынешней буржуазной бюрократии, есть возможность максимально четко, ясно поставить между нами и ними разделительную черту. И очень удачная для нас ситуация, что «СР» поддержала угодного Путину преемника. И, скорее всего, в Госдуме фракции «СР» дадут карт-бланш на копирование в голосованиях позиции КПРФ.

На минувших выборах мы упрочили наши позиции в молодежной среде. И надо еще решительнее и активнее работать с молодежью, делать ставку на свежие лица, на яркую подачу. С учетом этих факторов целесообразно в следующем году провести пленум ЦК по молодежной политике. Кстати, в нашей новой фракции в Госдуме есть отличная база для углубления такой политики. Пятеро наших новых депутатов (Юрий Афонин, Дмитрий Новиков, Андрей Андреев, Константин Ширшов, Алексей Корниенко) из поколения 30-летних.Больше и шире нужно подключать молодых и в президентскую кампанию. Наш кандидат – лидер партии. И вокруг него должна быть молодежь, плеяда коммунистов с современным взглядом на жизнь и с пониманием проблем и задач страны. Сегодня общество хочет видеть не просто грамотных политиков, но и успешных людей, что совершенно не нужно путать с бизнесом. Речь идет о людях, которые нашли себя в сегодняшней жизни, и находятся рядом с КПРФ, вместе с КПРФ. Образы таких людей существенно расширяют базу нашей поддержки.

Что касается характеристики состава фракции в целом, то из 57 депутатов 30 человек работали в прошлом созыве, 19 избраны впервые, а 8 человек вернулось в Государственную Думу после перерыва. Во фракции четверо женщин. Кроме того, ротация депутатов ни одного направления с профессиональной депутатской деятельности не ослабила. Более того, появились специалисты, которых нам не хватало в комитетах финансовой направленности, а такие направления как, например, оборона, социальная, сельская проблематика получили профессиональное усиление. Если говорить о первоочередных задачах нашей фракции, то на первом плане - активизировать собственное производство законопроектов. У нас нет такого аппарата чиновников как у власти, и не на каждый ее законопроект мы сможем ответить своим. Но по ключевым вопросам политики, по вопросам той программы, с которой мы шли на выборы, мы должны дать оформленные в законы идеи. Естественно, остается и задача разоблачения политики власти, обнародования их действий, противостояния им. Логично будет начать хотя бы с того факта, что из 315 избранных от «Единой России» депутатов 101 сразу же отказались от мандата, то есть – третья часть тех, кто прошел в Думу. Это уже не просто технология паровозов, это коллективный обман избирателей. 

  Вывод шестой. Нужны более разнообразные формы работы с населением. В предвыборную кампанию под логотипами наших центральных газет выпущены четыре федеральных информационных бюллетеня суммарным тиражом 75 миллионов экземпляров. Печать их велась в 50 местных типографиях, что дало возможность не только единовременного выхода тиражей по всей стране, но и сократить расходы. А с учетом наших региональных выпусков тираж наших бюллетеней превысил 100 миллионов. По печатной продукции, ее качеству и количеству, сетям распространения мы опережали всех оппонентов. Одновременно центральным штабом были выпущены наклейки, полноцветный красочный буклет с программой КПРФ тиражом в 3 миллиона, ряд брошюр, 12 видов адресных программ, памятки наблюдателям и многое другое. Эффективно ли это оказалось? Да, эффективно и это чувствовалось. Конкурентоспособна ли была эта работа? Тут есть сомнения. Через газету сложнее, чем через телевидение, передать политическую энергетику, наступательный потенциал партии. И потому наряду с дальнейшим развитием и усилением печатной агитации и пропаганды надо делать больший, приоритетный упор на телевидение. В думской кампании практически на всех телевизионных и радиоканалах были наши представители, наша продукция. Но все знают и видят, насколько неудачное эфирное время отдает режим политическим партиям на бесплатной основе, и какой «КВН» творится в передачах и «дебатах», которые организуют сами государственные СМИ. В последнюю предвыборную неделю мы больше делали упор на коммерческий сектор рекламы. Да, это страшно дорого. Но и эффективность гораздо выше. Многими специалистами, экспертами, а главное самими зрителями, высоко оценен наш телевизионный ролик «Заело? Тогда КПРФ», показанный не только на бесплатной, но и платной основе несколько десятков раз на «Первом канале» и в хорошее время. Сложно сказать, сколько поддержки дал нам только этот ролик, но очевидно, что через актерскую работу, удачные тональность и визуальный ряд, он помог партии предстать перед избирателем в несколько новом образе. Этот ролик, как и другой, «Возрождая утраченные ценности», в сети Интернет «скачали» свыше 100 тысяч пользователей. На выборах Президента от того, как мы проведем телевизионную подачу нашего кандидата, будет зависеть очень многое. И нужно повторить видео-успехи нашей парламентской кампании. Соответствующая группа уже приступила к работе. Говоря об Интернете, надо отметить, что лучше стали наши партийные сайты, ставшие центром передачи оперативной информации ЦК в регионы и из регионов в ЦК, более привлекательными в формах подачи информации. Отдельно выделю блоки , своеобразные личные дневники граждан, где обсуждался в том числе и ход парламентской кампании. Блоки начинают играть существенную роль в избирательной работе. Во-первых, это источник информации о том, как то или иное действие партии воспринимается гражданами, что позволяет выявить тенденции в общественном восприятии самых разных групп людей и корректировать работу. Во-вторых, это источник многих полезных мыслей, идеи и статей. Например, в московском выпуске «Правда» перепечатала обращение одного пользователя по поводу выборов. В-третьих, это поле для формирования общественного мнения о нашей партии, в том числе для дискуссии. Любая мысль и оценка разлетается в Интернете с огромной скоростью и охватывает большое количество тех людей, которые потом, отойдя от компьютера, могут распространять их и дальше: в кругу друзей, членов семьи, на работе. В президентской кампании грамотной информационной политике распространения идей в Интернете должно быть уделено больше внимания.

Протестная и массовая работа. За время прошедшей кампании у нас было немало важных акций. Выделить можно акцию «Нет социальному геноциду!» против роста цен и тарифов, которая в целом охватила 71 регион страны. Огромный резонанс вызвали шествия и митинги, посвященные 90-летия Великой Октябрьской социалистической революции, да и весь комплекс мероприятий, посвященных юбилею Великого Октября, включая международную встречу в Минске и Москве руководителей, представителей 83 коммунистических и рабочих партий мира, из них 14 – правящих. Все это сработало на избирательную кампанию и дает нам право высоко держать голову перед лицом наших предшественников.

Мы часто говорим о массовости, о необходимости сделать наши уличные акции более прицельными, точечными. И это верно. Акции ради акций не всегда приносят пользу. Но нужно обратить внимание еще и на стиль проведения акций. Любые акции, которые пройдут перед мартовскими выборами, нужно постараться продумать именно с точки зрения обновления их эмоциональных красок наших демонстраций, не замыкаться внутри своего актива, добиваться, чтобы на акции выходили не только коммунисты и наши сторонник. Чем позитивнее и ярче будет протестное движение, тем шире будут его ряды. Ближайшая Всероссийская акция состоится 22 декабря. И мы должны провести ее на серьезном уровне с включением всех имеющихся ресурсов. И здесь очень важно активно поддерживать расширяющийся бум протестного творчества . В Краснодарском, Ставропольском, Красноярском краях, Волгоградской, Московской, Омской областях и других регионах созданы мобильные агитколлективы. В Иркутской области заметный резонанс вызвали акции «Красный троллейбус» и «Красный трамвай» с агитационным оформлением общественного транспорта. В Костромской области практически круглосуточно действовали несколько десятков стационарных агитпалаток. В Псковской области созданы молодежные стройотряды, бесплатно занимающиеся обустройством и уборкой населенных пунктов. В Курганской области популярен «Музыкальный троллейбус» с озвучиванием салонов общественного транспорта советскими песнями. В Коми, Архангельской и Брянской областях задействованы уличные видеоэкраны, с роликами КПРФ. Общероссийский характер приобретает акция «Красные в городе», когда актив партии бок о бок с лидерами «десантируется» на улицы городов и раздает нашу агитпродукцию. В Улан-Удэ популярен местный спортсмен, совершающий ежедневные пробежки в накидке с эмблемой КПРФ. Широкое внимание разнообразному распространению и внедрению в массы бренда КПРФ, как партии будущего, уделяют в Самарской области. В Воронежской области налицо стремление передать советский дух в авангардном стиле. Порой на грани фола, но весьма доходчиво. Можно долго приводить подобные примеры, их, к счастью, много, и всюду стимулом является общая тенденция: работа оживляется там, где опытным секретарям партии помогают люди молодого, среднего возрастов. Так что нужно в практической работе как можно больше и шире доверять молодым. При этом активно поддерживая самоотверженных активистов любого возраста. В Уфе ветеран-коммунист А.В. Вдовина организовала выставку, посвященную Владимиру Ильичу Ленину. В Волгоградской области уже более сотни первичных отделений – семейные. В партийной организации Советского района Брянской области коммунист Аида Аркадьевна Скорбилина, которой под 80 лет, в выборную кампанию каждый день набивает рюкзак листовками, газетами и идет к проходным заводов, превратила в агитпункт и свой дачный участок. И весь этот опыт - серьезные технологические разработки и народное творчество - требует дальнейшего широкого распространения.

* * *

Завершая доклад Президиума ЦК, еще раз заостряю внимание на том, что сегодня для партии главное - президентские выборы. А в ряде регионов (в Алтайском крае, Ростовской, Свердловской, Ульяновской, Амурской и Ярославской областях, в Башкирии, Ингушетии, Республике Саха (Якутия), возможно, в Ивановской области) выборы в местные органы власти КПРФ - единственная реальная оппозиция власти. И в сложнейших условиях наращивая поддержку избирателей, должны выступать не с позиций «11 с копейками процентов», а с учетом, что реально нас поддерживает минимум четверть граждан страны. У КПРФ есть альтернативная программа развития. У нас масса серьезных специалистов, во всех социально-экономических сферах, готовые взять на себя решение проблем на уровне страны и регионов. И мы не можем не выдвигать своего кандидата, хотя понимаем, что рискуем снова попасть в капкан махинаций власти. Но кто не борется, тот не побеждает. И давайте без промедления включаться в новую выборную кампанию, вновь включать в работу наши предвыборные штабы, активистов, всех коммунистов и наших сторонников, еще четче опираясь на две позиции.

Первая позиция: мы не просто обозначаем наше участие в выборах Президента, а боремся за власть. Дмитрий Медведев, предложив нынешнему Президенту пост премьер-министра, уже дал понять, что идет на выборы под лозунгом гарантии сохранения во власти Владимира Путина. На парламентских выборах нам было крайне тяжело давать ответ на тему навязанного «референдума доверия Путину». Нужно попытаться среагировать более эффективно сейчас. Расчет Кремля на то, что кандидат от власти автоматически получит рейтинг нынешнего Президента – это пока только теория, это еще надо осуществить. Тем более что, и это показывают результаты «Единой России» на выборах 2 декабря, даже при всех фальсификациях рейтинг Путина по отношению к 2004 году по всей стране снижается. Нет и уверенности, что общество переварит еще один цикл телевизионной «любви к Владимиру Путину». Наконец, еще один нюанс. Одно дело, когда о Путине твердит «Единая Россия», но захотят ли слышать о нем от будущего главы государства? При замене фигуры могут быть любые реакции как общества, так и региональных элит, клановых групп, в том числе и в самом Кремле. Поскольку сценарий замены ставит многие влиятельные фигуры в опасное положение. Административный ресурс может просто поплыть. Так что многое может произойти.           

Вторая позиция: мы уверены в нашем кандидате - Геннадии Зюганове, поддержанном нашей партией и нашими сторонниками во всех регионах в регионах. И при честных выборах Дмитрию Медведеву крайне сложно соперничать с Геннадием Зюгановым. И по узнаваемости, и по опыту, и по харизматическим качествам наш кандидат - впереди. Но и в условиях бешеной раскрутки Медведева – лидер КПРФ конкурентоспособен и в этом мы все должны активно поработать на нашего кандидата. В ЦК по-прежнему работает предвыборный Штаб. По-прежнему подкрепим регионы агитационными материалами. Но и будем требовательнее к себе на местах. Не просто двигаться по накатанной колее, а действовать еще инициативнее и смелее, современнее и энергичнее подавать образ Зюганова как кандидата в Президенты. Этого ждут избиратели. Сейчас не 1996 год и не 2000 год. Многое изменилось, нужно все учесть. Работа творческая, задача вполне реальная. И всем нам успеха в этой работе!

 

Валерий РАШКИН, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ: - Геннадий Андреевич Зюганов – политик с колоссальным жизненным опытом, настоящий боец. Это человек, который не изменил своим убеждениям, с достоинством, умением и упорством организует товарищей на борьбу. Он хорошо известен за рубежом. У него колоссальный авторитет в мировом коммунистическом движении и левом движении. Это очень достойная кандидатура.

«Партия власти», и это показала минувшая думская избирательная кампания, не останавливается ни перед каким блефом и обманом. И сколько бы «единороссы», «справедливороссы», «жириновцы» ни разглагольствовали на темы «справедливости», «экономического роста», подлинные справедливость и подъем страны по всем направлениям связаны только с Геннадием Андреевичем Зюгановым.