Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Сайт ЦК КПРФ
Сайт Кинешемского ГК КПРФ
Сайт С.Петербургского ГК КПРФ
Сайт Пермского ОК КПРФ
Сайт Кемеровского ОК КПРФ
Сайт Краснодарского КК КПРФ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Газета № 27 (589)     16 июля 2008 года


ОБРАТНАЯ СТОРОНА «СТАЛКЕРА»

отражена в демонстрировавшемся на ХХХ Московском международном кинофестивале документальном фильме «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера».

К чести Майбороды он не стремился представить недавно скончавшегося Георгия Рерберга «белым и пушистым», а с канонического образа Андрея Тарковского снять всю позолоту. Тему взаимоотношений великого режиссера и великого оператора, умевшего показать не только людей, но даже вещи в их истории, Майборода исследует со скрупулезностью, рвением и дотошностью. Он опрашивает всех доступных свидетелей и не раз цитирует их в фильме. Находит уникальные записи домашних бесед за столом Тарковского, где тот с еще большей беспощадностью, чем в своих недавно изданных на русском языке дневниках обрушивается на своих коллег. Собирает комментарии друзей и недругов и – что самое опасное для известных людей – тех, кто из первой категории в какой-то момент перекочевал во вторую.

В фильме даже не люди, хорошо знавшие и Тарковского, и Рерберга, а факты говорят сами за себя. Вот кадры из «Зеркала» - единственного фильма, который Рерберг снял с Тарковским. А потом звучит цитата из дневников Тарковского: «…И руки я ему (Рербергу- И.К.) больше не подам». И, что еще больнее – аудиозапись высказывания Тарковского о Рерберге с такими уничижительными интонациями, что хочется зажать уши и убеждать всех вокруг, что это говорит кто угодно, только не Тарковский. Но это Тарковский…

Как-то во время съемок «Сталкера» Рерберг «осадил» Тарковского: «Андрей, давай как-то поспокойнее…» И в шутку добавил: «Двух гениев на одной площадке как-то многовато» Когда позже посыпались оскорбления, Рерберг сразу дал понять: такое с ним не пройдет. Больше с Тарковским Рерберг работать не будет. От публичных комментариев воздерживался, объясняя все лаконичным: «Я не сбежал… Меня убрали… Судьба нас развела». И лишь при сравнении с другим режиссером в дружеской беседе позволил себе только: «В отличие от Тарковского Кончаловский знает свои недостатки».

У них были разные взгляды на кино. «Меня всю жизнь интересовали человек и его эмоции, - звучит голос Рерберга в фильме: «Крупный план мне дороже всякого пейзажа. И внешнему действию я предпочитаю внутреннее. Я всегда любил снимать лица, лица, лица… А Тарковский, если «не тянул» актер, мог обойтись и глицериновой слезой. Он не был актерским режиссером…» Оператор Вадим Юсов так объясняет конфликт Тарковского с Рербергом: «Была усталость от творческого общения». Наблюдения Ии Савиной: «…оскорбленеий Рербергу хватало. Но его нельзя было оскорбить – у него было такое чувство собственного достоинства – внутреннего, что те люди, которые его оскорбляли, оскорбляли самих себя…»

За два с половиной часа документального времени приходишь к выводу слово в слово с Рергергом: «Когда на площадке два гения, это многовато». Когда свобода выбора вроде бы есть, а самого выбора нет и в помине.

Ирина Корнева

«Союз» (вкладка в «Российской газете»):

 

 

P.S. «Слова Правды». И фильм «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера», и изданные дневники Тарковского во многом объясняют, почему кинофестиваль «Зеркало» в Иванове ни режиссеры, ни актеры, ни кинокритика не жалуют своим вниманием. Их было мало и на прошлогоднем «премьерном» и просто до неприличия мало на минувшем в мае – втором. Тогда как на «Золотом витязе» в Москве в том же мае, и на «Созвездии» в Твери в июне ковровые дорожки почета буквально «затоптали» ноги десятков звезд.

Объявлено третье «Зеркало» и вновь генпродюсеру А.Горнизову, губернатору М.Меню на приглашения приехать в Иваново многие звезды «твердо» заверят, что «непременно будут», а как дойдет до «явки» предпочтут фестивалю имени Тарковского тот же «Витязь», то же «Созвездие», тот же «Кинотавр»… Кому хочется смотреться в «Зеркало», в котором все актеры, да и режиссеры (кроме Тарковского) представлены «тупицами». А посему «тарковское «Зеркало» обречено пребывать в провинциальном «трюмо».