Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Сайт ЦК КПРФ
Сайт Кинешемского ГК КПРФ
Сайт С.Петербургского ГК КПРФ
Сайт Пермского ОК КПРФ
Сайт Кемеровского ОК КПРФ
Сайт Краснодарского КК КПРФ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Газета № 26 (588)     09 июля 2008 года


НА АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ

И… ЗА ЦЕРКОВНОЙ ОГРАДОЙ

В Храме Христа Спасителя в Москве прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

«Российская газета»: «Собирающиеся раз в четыре года на такие соборы епископы обычно обсуждают самые актуальные проблемы церковной жизни, принимают решения о канонизации новых святых, утверждают социальные концепции. Нынешний собор отличается присутствием епископов РПЦЗ ( Русской Православной церкви за границей – прим. СП), впервые принимающих участие в таком соборе - и это реальная иллюстрация церковного единства. Жизнь проиллюстрировала и обратные процессы… знаменитое письмо епископа Анадырского и Чукотского Диомида с изоляционистскими призывами к церкви не признавать демократию, не общаться с насквозь грешной властью и бизнесменами, не встречаться с представителями других религий взбудоражило общественное мнение…

«Советская Россия»: «…Суть письма Диомида (С.И.Дзюбан, 1961 года рождения) в обвинении Священного синода РПЦ в « молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям », в « недостаточно активном обличении нравственных пороков современного общества», в « попрании принципа соборности », что проявляется в отказе от созыва Поместного собора с участием не только священнослужителей, но и мирян, когда Архиерейские соборы и Синод ведают всеми делами без малейшего участия паствы. В письме патриарх Алексий II удостоился сравнения с не лучшими библейскими персонажами, а ряд святых отцов обвиняется в спекуляции водкой и табаком и финансовыми махинациями. В экономике Диомид за « возвращение земли, ее недр, вод, лесов и других природных ресурсов России в общенародную собственность » В целом письмо сводится к тезису: руководство РПЦ вкупе с антинародным правящим режимом служит Антихристу и способствует его пришествию. По своим личным воззрениям Диомид, постоянно толкующий о всемирном сионистстко-масонском заговоре и порабощении русского народа инородцами – крайний националист, натуральный классический черносотенец.

«Новая газета»: «…На Диомида особенно сильно раздражен митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Во-первых, «открытое письмо» Диомида бьет в основном по возглавляемому Кириллом Отделу внешних церковных связей Московской патриархии (Диомид требует даже расформировать этот Отдел как «нецерковное» и «коррумпированное» ведомство, занимающееся «политикой и бизнесом»). Во-вторых, само появление независимого голоса в среде епископата грозило крахом монополии Кирилла и узкого круга (всего 7) постоянных членов Синода. В феврале Кирилл заявил, что Чукотским епископом руководят «внешние силы», желающие сорвать инициированный Путиным процесс воссоединения с Русской зарубежной церковью. Затем Кирилл обвинил Диомида в попытке «срыва выборов» - парламентских и президентских, поскольку его «грамотки» могут снизить явку православных. Когда группа православных антиглобалистов ушла в затвор в Пензенской области, Кирилл и это связал с Диомидом, назвав его «угрозой национальной безопасности».

«С одной стороны Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ МП) проходит во времена, когда, по словам одного из его предстоятелей, « духовное возрождение России достигло апогея », а «число монастырей превысило дореволюционный показатель». С другой, войдет в историю внесудебной расправой над Чукотским епископом Диомидом, драками у стен Храма Христа Спасителя (ХСС) и пиар-дебютом «Наших» на «церковном фронте».

«Российская газета»: «…Сторонники Анадырского и Чукотского епископа встречали участников Собора лозунгами «Диомид – истинный пастырь». И пока собор готовился обсуждать письмо Диомида, сторонники последнего подрались на улице с активистами «Союза православных хоругвеносцев» и движения «Наши».

«Новая газета»: «…С раннего утра 24 июня ХСС пикетировали сторонники епископа Диомида. Очевидец событий послушник Валентин (Волчихин) из Оптиной пустыни рассказывает: «…Мы обошли храм крестным ходом и тут увидели 40-50 молодых людей. Они нам закричали что-то, и от нас были выкрики. Разминулись быстро. Потому что прошли они строем. Их кто-то вел…»

Другие очевидцы утверждают, что, обходя храм, диомидовцы «пели молитвы» и скандировали «Поместный собор!». (Последний раз Поместный собор РПЦ проходил в 1990 году. – «СП».) Ближе к обеду 50 «наших» собрались у памятника Ф.Энгельсу на Пречистенке. Часть «наших» получила приказ пойти на сближение с диомидовцами, которые в ответ порвали один из «нашистских» транспарантов.

…Информация о страстях, кипевших на соборе, весьма скудна. Известно, например, что самостоятельно повела себя украинская делегация. Когда патриарх Алексий II в своем выступлении 24 июня несколько раз покритиковал украинские власти за «поддержку расколов» и дал понять, что изменения в устав Украинской церкви можно регистрировать лишь после его, патриаршего указа, большая часть украинской делегации в пятницу (27 июня – «СП») покинула собор.

…Епископ Диомид в Москву не приехал – прислал медицинскую справку, что застудил седалищный нерв. В светском суде документ на бланке медицинского учреждения – доказательство нетрудоспособности и рассмотрение дела перенесли бы. И по 74-му Апостольскому правилу, другим церковным канонам судить епископа надо очно, по сложной процедуре, без участия лиц, ранее обвинявших судимого. Парадоксально, но именно на этом Архиерейском соборе, принявшем Положение о церковном суде в РПЦ МП Диомида подвергли внесудебной расправе в жаркой дискуссии, отзвуки которой отразились и в определении собора. Так п.2 извергает Диомида из сана (он теперь простой монах), а следом в п.3 ему предлагается на ближайшем (18 июля) заседании Синода покаяться и отречься от своих взглядов.

У епископа Диомида несколько вариантов. Первый – «покаяться» и отправиться «на покой», но это маловероятно. Второй – потребовать канонического суда (учрежденным собором церковным судом) и не исполнять незаконного решения собора, оставаясь в Московской патриархии. (В этом случае патриархия будет считать его извергнутым, храмы его епархии передаст другому епископу и потребует от светских властей уголовно преследовать Диомида). Третий – перейти в одну из «альтернативных» православных юрисдикций и, объединив их, возглавить оппозицию РПЦ МП. Четвертый – создать собственную церковную юрисдикцию, собрав в ней всех антиглобалистов, антиэкуменистов (противников экуменического движения за объединение всех христианских церквей под эгидой Всемирного совета. До 1990 года это движение у нас связывалось с именем священника о.Александра Меня – «СП»)

«Завтра»: Тот факт, что главным в общественном восприятии нынешнего Архиерейского собора стало не обсуждение – ни в какой форме - содержания посланий Диомида, а только принятие голосами большинства участников Собора по письменному заключению Богословской комиссии постановления о лишении Диомида сана епископа Чукотского и Анадырского, свидетельствует о нарастающих внутри Русской Православной Церкви кризисных тенденциях… И какую позицию теперь будет занимать «диомидовское меньшинство»? Не пойдет ли трещина еще глубже и дальше? Тем более, что сам Диомид, несмотря на запрещение Собора, продолжает совершать богослужения…»

В чем обвиняется епископ Диомид?

Из определения Архиерейского собора 27 июня 2008 г .:

  • в нарушении канонических норм;
  • во внесении соблазна в церковную жизнь;
  • в совершении канонических преступлений, выразившихся в клевете и лжи в адрес Священноначалия;
  • в возбуждении раскольнических настроений и действий…»

«Советская Россия»: «…Не в том вопрос, пойдут ли за Диомидом массы верующих на раскол, а в том, что «смущающие и соблазнительные» речи Диомида верно отражают объективную «смуту и соблазн» в умах широких верующих масс».

«Новая газета» «…с его (Диомида – СП.) взглядами можно не соглашаться… Но он озвучивает то, что разделяет большинство воцерковленных мирян, консервативных священников и монахов. Послания Диомида фиксируют православную идентичность в современной России. А Собор, не пожелавший вступить с этой идентичностью в диалог, сделал социальный разрыв между привилегированной кастой иерархов и бесправным духовенством с мирянами почти непреодолимым. Но не то же ли самое происходит и за церковной оградой?»