Главная страница Гостевая книга Фотоальбом



Друзья сайта

Сайт ЦК КПРФ
Сайт Кинешемского ГК КПРФ
Сайт С.Петербургского ГК КПРФ
Сайт Пермского ОК КПРФ
Сайт Кемеровского ОК КПРФ
Сайт Краснодарского КК КПРФ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Газета № 16 (578)     16 апреля 2008 года


Объявлено о проведении второго «международного кинофестиваля «Зеркало» памяти Андрея Тарковского в конце мая. Почему так срочно? Из чисто прагматических соображений. На конец же мая намечен и День города Иваново, к которому мэрия старается хотя бы более-менее почистить, прибрать центральную (обо всем остальном, что находится за пределами городского ядра речи не идет) часть областной «столицы», то самое время пригласить и «кинобогему», в которой отношение к А.Тарковскому, какие бы дифирамбы его творчеству не пели, самое противоречивое, если не сказать непримиримое. А тут еще в Италии впервые вышли в свет на русском языке дневники А.Тарковского «Мартиролог», которые не столько примиряют, сколько с новой силой обостряют споры и суждения о Тарковском не столько, как о художнике, сколько как о человеке.

ИСПОВЕДЬ И ПРОПОВЕДЬ
О беспощадности дневников
Андрея Тарковского «Мартиролог»

Валерий КИЧИН

…При всех ужасах советской системы кинопроизводства рискну напомнить, что именно в ее рамках Тарковский снял большие, постановочные, дорогие фильмы. Он состоялся как художник благодаря этой системе – но и жестоко страдал от нее. И эти страдания отражены в его дневниках, которые он озаглавил «Мартиролог» - «Книга страданий»…

Тарковский писал дневник для себя и, по всем признакам, не собирался его публиковать. Это можно понять: тот образ большого художника, который сложился в результате просмотра его фильмов, теперь предстает в ином свете. Это книга, которая ворошит все Советская киноиндустрия, как и любая советская структура, зиждилась на подозрительности и на том, что называли партийной бдительностью. Государство было и заказчиком, и продюсером, оно платило деньги и диктовало свои условия. И вот на «Мосфильме» идет заседание худсовета, обсуждается только что снятый «Солярис»…. Тарковскому предлагают: 1. Прояснить образ земли будущего – в фильме неясно, каким оно будет. 2. Нужно показать пейзажи планеты будущего. 3. Уточнить, из какой формации летит Кельвин – из социализма, коммунизма или капитализма. 4. Изъять концепцию Бога. 5. Изъять концепцию христианства. 6. Изъять исполнителей-иностранцев. 7. Сократить самоубийство Хари. 8. Сократить сцены в кровати. 9. Убрать кадры, где Крис без брюк. 10. Зритель ничего не поймет.

Вывод Тарковского: «Сдохнуть можно, честное слово!.. Боже мой, какими же надо быть кретинами, чтобы сделать подобные замечания!»

…Худсоветы – будни тех времен. И входили в них не кретины, а люди знаменитые, часто талантливые. Но был обязательный ритуал: худсовет должен давать поправки, следить, чтобы не просочилась чуждая идеология…. Внутри системы – тяжело, унизительно, гнусно. За 18 лет в этой системе Тарковский снял только 5 фильмов. Без этой системы, как ясно сегодня, кино превращается в дополнение к жбану пепси и кульку попкорна…

СССР принято сравнивать с концлагерем. Пусть так. Но люди продолжали жить… и у каждого была своя правда. Максималист Тарковский признавал только одну правду – свою. Ему вряд ли стало легче за границей – там больше свободы, но и там у каждого свой интерес. А он из тех людей с обнаженными нервами, которые ад носят с собой. Из его дневников это становится абсолютно ясно.

Второй шок – это открытия в самом Тарковском… От страницы к странице видишь, как человек становится подозрителен, как он от всех ждет предательства. Так в предателях оказались многие, с кем он работал и кому, в общем-то, обязан: прекрасные операторы Вадим Юсов и Георгий Рерберг, художник Николай Двигубский. Первый принес с собой изобразительное решение всех ранних картин Тарковского, второй снял ему «Зеркало», а третий нашел изобразительное решение для «Зеркала». И вот – предатели.

Дневник изумляет беспощадностью автора. Раскрываются те стороны натуры Тарковского, которые он и не скрывал в быту, заслужив репутацию человека колючего и неудобного, но наедине с дневником он буквально спускал их с цепи. Его многое раздражало, и дневник был для него подобием того японского болванчика, которого можно хорошенько отдубасить и так унять свою ярость.

В дневниках достается Сергею Герасимову, Марку Захарову, Марлену Хуциеву, Станиславу Ростоцкому, Юлию Райзману, Глебу Панфилову, Иосифу Хейфецу, Владимиру Наумову… Если посмотреть список людей, которых автор называет «завистливыми бездарностями», то в нем окажется почти весь наш кинематограф, за очень малым и далеко не всегда лучшим исключением. Сергей Бондарчук – «Ну что за мерзавец!». «Гамлет» Козинцева – до чего же ничтожно!» А в театре? «Вчера был на Таганке. «Мастер и Маргарита». Ужасно. И ни одного актера». В литературе: «Прочел Гумилева – какой бездарный и претенциозный субъект!» Не лучше и на Западе: Дзефирелли – чудовищно. Антониони – очень слабо. Ангелопулос – ужасно. «Гордон Крэг претенциозен и глуп». «Не нравится мне этот Джек Николсон – витрина». «Амадеус» Миклоша-Формана: 8 «Оскаров» - и так бездарно». Я много читал дневников – и нигде не встречал такого количества брани. Ощущение, что автор страдал комплексом лютой ненависти к коллегам, более обласканным зрителем и властями. И это тоже – реальный Тарковский. Строки из дневника: «Прочел «Казанский университет» Евтушенко. Какая бездарь! Мещанский авангард. Жалкий какой-то Женя. Кокетка. Однажды подошел ко мне в ВТО: «Почему ты такой жестокий, Андрей?»

С этим же вопросом я обратился к хорошо знавшей Тарковского, работавшей его ассистентом на фильмах «Солярис», «Сталкер», «Зеркало», ныне вице-президенту Международного фонда Тарковского Марианне Чугуновой. Ее объяснение звучит убедительно: «Да, часто он бывал нетерпимым. Но досаду свою на коллег выливал в дневнике. А коллеги же – очень многие – предпочитали это делать в директорском кабинете студии. Мне кажется, первое предпочтительней. Тарковский был достаточно беспощаден к себе – почему же он должен был щадить других?»

Да, Тарковский был труден и по отношению к себе – это правда. «Кажется, - пишет он, - «Сталкер» будет моим лучшим фильмом. Это вовсе не значит, что я высокого мнения о своих картинах – они суетливы. Просто другие делают картины во много раз хуже».

Эта гордыня заставляла его тщательнейшим образом подсчитывать свои призы и премии. Он их выписывает в столбик – зачем? Любоваться? Еще раз доказать себе очевидное: на родине его недооценивают. Несколько раз он пишет о том, что Бергман назвал его первым режиссером мира – лучше, чем Феллини. Это уже, конечно, самоубийственная ситуация. Ну, кто первее из режиссеров – Феллини, Бергман, Антониони, Эйзенштейн, Тарковский? Но это же не рысаки на скачках.

Все эти фантомные боли принимали мистический характер – Тарковский видел много снов и все их исправно записывал в дневник. Он чувствовал «руку Бога» на своем затылке – и об этом писал тоже. И вот итог, почти неизбежный: «Один я. Совсем один. Я чувствую это страшное смертельное одиночество, и это чувство становится все страшнее, когда начинаешь понимать, что одиночество – это смерть. Меня все предали или предают».

В книге находишь разгадку многому, что занимало во время просмотра картин Тарковского. Меня всегда удивляло, что в них самое слабое место – актеры. Даже в самых драматичных эпизодах мешают пустые глаза героев. Известен метод Тарковского: не говорить актеру, что ему сегодня надо играть. И не давать читать сценарий. От актера требовалось: надо повернуться так, и так взглянуть, и так вздохнуть - а все вместе сложится в образ на монтажном столе. Объяснение в дневниках: «Актеры глупы. В жизни не встречал умного актера», Станиславский сделал законом полное знание актером своего героя – его судьбы, мотивов, которыми он управляется. Очень необходимая штука. Без нее у актера и возникают пустые глаза. Но, читаю в дневнике: «Станиславский – идиот и графоман».

Дневники Тарковского «Мартиролог», конечно, - и обвинительный акт». Но было бы примитивно думать, что только советскому режиму. Вообразим Тарковского в России сегодня – работающим и процветающим. У вас это получается? У меня – нет. Сегодня процесс оболванивания людей зашел уже так далеко, что на многих эфирных каналах в черные списки попали такие «ненужные» народу люди, как Чайковский, Глинка, Рахманинов, а Оксана Пушкина там более персона грата, нежели ее однофамилец из ХIХ века. И я не уверен, что если бы сегодня юный Тарковский захотел снять «Иваново детство», он бы не осуществил эту странную затею. И уж точно он не снял бы ни «Зеркала», ни «Сталкера» - денег бы не дали. Поэтому выход его дневников, я думаю, должен подвигнуть на разговор не о том, какие ужасы нес в себе советский режим. Важнее задаться вопросом: «Что с нами происходит?» («Российская газета»)

«РЕЦЕНЗИЯ» НА РЕЦЕНЗИЮ. Если не обращать внимания на слова про «ужасы советской системы», от которой «все так жестоко страдали», про «СССР - концлагерь», про «зиждившиеся на подозрительности» советские структуры и прочие обязательные «фишки» для желающих печататься в «РГ» и прочих подобных ей официозных изданиях нынешнего режима, во всем остальном приведенная выше статья абсолютно точна в главном – «если бы сегодня юный Тарковский захотел снять «Иваново детство», он бы не осуществил эту странную затею и уж точно он не снял бы ни «Зеркала», ни «Сталкера», что именно благодаря «ужасной» советской системе кинопроизводства» Тарковский снял большие, постановочные, дорогие фильмы, и благодаря этой системе и состоялся как художник.

И тем фальшивее (и это раскрывает «Мартиролог») потуги представить Андрея Тарковского как «жертву советского тоталитаризма». Если он и «жертва», то собственного сверхэгоизма. И, сам себя, сделав «изгнанником», променяв родину на заграницу, где считал «больше свободы», Тарковский, оплевав в дневниках все и вся, сам себя привел к неизбежному итогу и признанию: «Один я. Совсем один. Я чувствую это страшное смертельное одиночество, и это чувство становится все страшнее, когда начинаешь понимать, что одиночество – это смерть».

И по приведенным в рецензии фрагментам из «Мартиролога» понимаешь, почему в атмосфере «одиночества» прошел в прошлом году в Иванове и приуроченный к 75-летию Андрея Арсеньевича кинофестиваль «Зеркало». Когда завлеченные на его открытие «наиболее почетные» гости (Олег Янковский, Николай Бурляев…) сразу же после прохода по ковровой дорожке «съехали» из Иванова. И остались те, кому все равно было, где провести время, имея при том гостеприимные и харч, и кров, и обиход. И наивно полагать и надеяться, что публично высеченные инициаторами издания дневников «предатели», как и актеры (те же Янковский и Бурляев, Солоницын, Банионис, Лапиков, Терехова…), в которых Тарковский «не встречал умного», оставят это без внимания и личных выводов.

Оценивая прошлогоднее «Зеркало», ивановский «тарковсковед» Евгений Борзов назвал его «чересчур помпезным». Да ради помпезности его и инициировал и продавил поклонник московской «богемы», а ныне по «совместительству» и нынешний ивановский губернатор. И жить «Зеркало» в Иванове будет ровно столько, сколько этот губернатор будет править Ивановской областью. «Съедет» он из области и вместе с ним уедет и этот «цирк».

Геннадий ШУТОВ.